Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Современные теории обучения

Современные теории обучения

Страница 1

Закон РФ "Об образовании" определяет: школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворить образовательные запросы общества, личности и государства. Школа – колыбель народа. Социальный заказ, данный образованию, предельно ясен: воспитывать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах. Посильна ли эта задача сегодняшней школе? Да! Но при условии, что из школьной, а может быть и шире – из педагогической деятельности будет окончательно изгнан авторитаризм, опутавший все сферы жизнедеятельности школы, ответственные за создание личности. Демократизация общества ведёт за собой демократизацию школы. Этот процесс – цель, средство и гарантия необратимости обновления, преобразования школы, всех сторон её жизни. Основой демократизации школы является гуманистическая идея кооперированной образовательной деятельности детей и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности, в своей сути направленной на развитие личности. Современную гуманистическую дидактику характеризуют следующие особенности:1. Методологическую основу её составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), благодаря чему современной дидактике свойственно преодоление одностороннего подхода к анализу и интерпретации процесса обучения, присущий философским системам прагматизма, рационализма, эмпиризма, технократизма. Современная концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса понимания и осмысления усваиваемого, практическая применимость знаний и умений органически сливаются в познавательном процессе, в учебной деятельности обучающихся. Системно-структурный подход преобладает в современных исследованиях всех дидактических проблем. С каждым годом крепнет и понимание целостного подхода к решению учебно - воспитательных задач. Педагогическая деятельность убеждает, что только та дидактическая система будет пригодна для решения современных проблем образования, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности, которая исследует целостные, неразъединимые процессы обучения, а не вырванные из него отдельные элементы. 2. В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Её отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой, самостоятельностью и активностью школьников. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Её идеал и главная цель – выводить учащихся на заданный уровень образования с минимальными затратами времени, сил, средств. 3. Иным стал подход к определению содержания образования, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составления учебных курсов. Сегодня основательность прежнего подхода к определению содержания образования во всём мире расширяется внедрением дифференцированных планов, программ, дисциплин, учитывающих персональные запросы школьников на образовательные услуги. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к разнообразным потребностям и интересам учащихся. 4. Набирают силу прогрессивные тенденции технологизации обучения и образования. Из накопившего опыта и знаний извлечён вывод: нельзя создать универсальную систему обучения, пригодную для решения всех учебно-воспитательных задач во всех случаях школьной жизни. Должна быть гибкая система отдельных технологий, специально созданных для решения конкретных проблем. Наиболее целесообразные технологические решения могут существенно ускорить и облегчить процесс приобретения знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности. Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие концепции обучения, являющиеся основанием современных дидактических систем:

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Особенности воображения детей с нарушениями слуха
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят о ...

Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. ...

Игровые методы и приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии
Попробуем разобраться, какой вид деятельности подразумевается под понятием "игра". Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Вот почему игровые методы находят все большее применени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru