Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне (звукопроизношений, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте.
В качестве общих признаков отмечается: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка, общие недоразвитие речи подразделяется на три уровня. (По Р.Е. Левиной):
1-й уровень речевого развития, характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» - «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Иногда «лепетное» слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения - ударения, количество слов, интонацию и т.д. («тютя» - «рука»).
Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющие аналогов в родном языке («киа» - «кофта», «свитер» и т.д.) характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними. Эти факты указывают на крайнюю бедность запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств - жестов, мимики, интонации.
2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи», Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская ,во фразе предлог, ребенок со 2-м уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям «Утя ези, а туи» -«Утка лежит под стулом»; «Асик ези таи» -«Мячик лежит на столе» и т.д. Однако, по-прежнему часть простых предлогов («на», «над», «под», «за» и т.д.) и сложные («из- под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении. Наблюдается улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и качественным параметрам.
Речь детей со 2-м уровнем часто кажется молопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов при воспроизведении слов из двух- трех и более слогов, дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание.
Связанная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.
3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичными для данного уровня использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов («в», «на», «под»). В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. изучение данной категории детей показывает, что имеет место положительная динамика в овладении системой Морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с общим недоразвитием речи 3-его уровня понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям.
У ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформулированными, а это в свою очередь будет служить препятствием для овладения чтением письмом.
Наступает момент в жизни детей с общим недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретаемые слова друг с другом. Слова, соединяемые в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой. Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве и повелительном наклонении. Из-за дефектов произношения аграмматизма и укорочения длины слов высказывания детей непонятны для окружающих. Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушениями развития речи обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функций общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов.
Другое по теме:
Фрагменты о воспитании Демокрита
«Учиться нужно многоумию, а не многознанию». «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся». «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но ран ...
Понятие о словосочетании и предложении
Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. В данной работе мы будем придерживаться определения, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык» : «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, ...
Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...