Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности

Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности

Страница 1

Важное место в обучении естествознанию занимают опыты. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия тех или иных явлений, происходящих в природе. Это, например, процессы выветривания и разрушения горных пород, изучение свойств и трех состояний воды, изучение состава и свойств воздуха и т.д.

Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора.

И.И. Павлов писал, что". наблюдение - метод вполне достаточный для изучения только более простых явлений. Чем сложнее явление - а что сложнее жизни? - тем неизбежнее опыт. Опыт как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое таким образом в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт не берет у природы то, что он хочет. И сила биологического опыта поистине колоссальна".

Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.

Опыты по природоведению проводятся под руководством учителя. Учитель подбирает необходимое оборудование, объекты для опыта, заранее готовит и проводит его, определяет форму работы: по группам или индивидуально. На уроке перед проведением опыта для активации учащихся перед ними ставится определенная задача или создается проблемная ситуация. Учитель пишет на доске тему, цель опыта, план проведения и план оформления результатов. В ходе ознакомления с планом опыта выдвигается гипотеза, ответ на которую могут дать результаты опыта. По природоведению проводятся опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян, по выяснению значения воды, минеральных солей, тепла, света на рост и созревание растений и животных организмов; опыты по изучению свойств воды, минералов, почвы, полезных ископаемых и др. Подготовка и проведение опытов, осмысление их результатов - это не только практическая, но и творческая деятельность учащихся. Проводя опытническую работу, учащиеся знакомятся с разнообразными приборами и оборудованием, приобретают умения работы с ними, подготовки и проведения опытов.

Опыты по природоведению можно проводить как в течение урока, так и во внеурочное время (длительный опыт). Длительные опыты проводятся в течение недели или учебной четверти, а некоторые из них продолжаются и в летнее время. Например, опыты по выяснению значения тепла для образования корней у комнатных растений, опыты, выясняющие значение подкормки для роста и созревания культурных растений. Эти опыты проводятся на учебно-опытном участке, дома в течение всего лета.

Для проведения опытов учащихся тщательно готовят. Содержание и цели опыта изучаются по ученику или другой литературе, подготовленной учителем. Определяется последовательность проведения опыта; при этом очень важно ознакомить учащихся с правилами работы, с приборами, объектами и техникой безопасности.

Опыты делятся на демонстрационные, выполненные учителем, и лабораторные, выполняемые учащимися. Последним отводится особое место. Они предполагают деятельность всех учащиеся, если даже задания будут групповые или парные и пр.

Лабораторные опыты могут быть фронтальными, выполняемыми всем классом, групповыми и индивидуальными. Групповые и индивидуальные опыты по заданию учителя школьниками выполняться могут и дома. Это, например, опыты по проращиванию семян или выращиванию кристаллов. При проведении лабораторных опытов учащиеся непосредственно работают с оборудованием, приборами, ведут "Дневник наблюдений" и оформляют результаты. Все это приучает учащихся к самостоятельности. В обучении естествознанию широко применяют демонстрационные опыты, которые проводит либо учитель, либо кто-то из школьников, а класс наблюдает и делает выводы. Например, учитель демонстрирует опыт "Расширение и сжатие воды при нагревании и охлаждении".

Опыты необходимо проводить в сравнении с контрольными объектами и на их основе учить школьников сравнивать, находить общие и отличительные признаки объекта исследования. Такие опыты чаще всего проводятся с различными культурными растениями в уголке живой природы, в школьной теплице и на учебно-опытном участке. Каждый учебный опыт (эксперимент) позволяет устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. Учебный опыт является основой в познании и критерием истинности получаемых результатов. Применение в учебном процессе опытов (экспериментов) способствует формированию у учащихся научных знаний (представлений и понятий) и необходимых общеучебных практических умений.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений
Занятие 1 Задачи: - развивать у детей мелкую моторику кистей рук; - развивать интеллектуальные способности детей; - развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Цели урока: 1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов ...

Прогноз положительных результатов реализации программы
1) повышение качества обучения, которое может быть выражено: • увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»; • увеличением количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов; • увеличением количества победителей предметных ...

Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляц ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru