Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 6

Выборочное чтение позволяет эффективно сочетать работу над формированием навыков сознательного и выразительного чтения и умений работать с текстом.

В связи с этим выборочное чтение применяется при составлении плана, иллюстрировании, составлении характеристики героя, раскрытии идеи произведения и т.д.

А.А. Абдуллина отмечает, что не все дети сразу овладевают умением воссоздавать образы и картины читаемого текста. Помочь этому может иллюстрирование.

Весьма результативным видом работы является постановка вопроса самими учащимися. Этому необходимо учить. Сознательность постановки вопроса формируется в процессе анализа учителем собственных вопросов или вопросов, помещенных после текста. И тут же нужно показать учащимся, как нужно отвечать на вопросы, используя текст. На начальном этапе работа выполняется коллективно и носит обучающий характер.

На следующем за этапом анализа этапе вторичного синтеза:

- обобщаются существенные черты действующих лиц;

- сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;

- выясняется идейная направленность произведения;

- дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

Необходимость вторичного синтеза объясняется специалистами тем, что у детей младшего школьного возраста в силу их наивного реализма, недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного. Поэтому нужно постоянно использовать разные виды работ синтетического характера (составление плана, пересказ, графическое и словесное рисование, музыкальное иллюстрирование литературного произведения и т.д.). При изучении поэтических произведений можно использовать такие виды работ как графическое и словесное рисование, музыкальное иллюстрирование.

Графическое рисование чаще всего выполняют дома.

Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для этого необходимо хорошее знание текста.

В разработанную систему заданий по словесному рисованию входит четыре группы упражнения. Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состояние героя, почувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Для усиления эмоционального восприятия предлагаются такие задания:

- Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Обратите внимание на слова, которые подбирает автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты?

- Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников:

- Подумайте, какие краски вам нужно использовать, чтобы нарисовать картинку к тексту.

- Какие звуки повторяются в строке и что они "рисуют"?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре, например:

- Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение и метафору? и т.п.

Четвертая группа упражнений способствует выражению личностных отношений:

- Какое настроение автора вы почувствовали?

- Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Музыкальное иллюстрирование помогает детям глубже и тоньше понять настроение лирического или эпического произведения. После прочтения текста можно подбирать музыкальные иллюстрации, задавая при этом такие вопросы: "Какая из двух услышанных вами музыкальных пьес подходит к характеру этого стихотворения? Почему?" и т.д.

Анализ содержания произведения направлен на выяснение его темы и идеи, его сюжета и композиции, образов и художественных средств изображения.

Выяснение идеи – это конечная цель анализа литературного произведения. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа и происходит через образ или систему образов, через поступки героев, их взаимоотношения. К пониманию идеи учащиеся чаще всего приходят на основе обобщения конкретного содержания.

Работа над образами должна осуществляться во взаимосвязи и единстве с раскрытием идеи художественного произведения.

Следует отметить, что литературоведение различает "образ-персонаж" (человеческий характер), "образ пейзаж" (картина природы), "образ-вещь" (изображение обстановки, вещей, окружающих человека) и т.п. Центральным является образ-персонаж. Остальные образы служат средством его раскрытия. Исключение может составить образ-пейзаж в живописной лирике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешко ...

Система упражнений комбинаторного характера
Обучение решению комбинаторных задач проходит в три этапа, которые описаны во второй главе. На 1 этапе могут быть предложены следующие задачи. У Маши было 3 цветка: фиалка, нарцисс и тюльпан. Она выкопала три лунки. Нарисуй, как по-разному можно посадить эти цветы, если лунки расположены в один ряд ...

Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени. Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru