Новая педагогика » Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом » Цель, задачи, методика проведения исследования

Цель, задачи, методика проведения исследования

Страница 2

2. Состояние просодических компонентов речи

Темп речи (замедленный, ускоренный, нормальный).

Ритм (скандированный, монотонный, нормальный).

Паузация (умение поставить паузу).

Употребление основных видов интонации: вопросительной, восклицательной, повествовательной.

Состояние просодических компонентов речи наблюдалось в процессе обследования связной речи.

Оценка состояния просодических компонентов речи:

5- использует в речи все просодические компоненты;

4- воспроизводит мелодико – просодико - интонационную сторону речи по показу;

3- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки;

2- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 5 и более ошибок;

1- невыполнение задания.

3. Состояние фонематических функций:

1. Обследование фонематического восприятия

Повторение серии слогов (СА – СА - ЗА, ША – ША - ЖА, ТА – ДА – ТА…)

Показать картинки с заданным звуком (ш, р, ж, к.) – молоток, еж, мак, карандаш, ворона, вишня, комар.

Подобрать пары картинок к названым словам паронимам. Назвать слова паронимы (крыша – крыса, бочка – почка, ложки – рожки…).

Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.

2. Способность к фонематическому анализу

Выделение гласного звука стоящего в начале слова (облако, аист…)

Выделить гласный звука стоящего в середине слова (рак, кит…)

Выделение гласный звука в конце слова (пила, очки…)

Выделение согласный звука в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).

Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)

Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба, улитка…)

3. Способность к фонематическому синтезу.

Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т, ), ( Р, У, К, А, ), ( С, У, М, К, А).

Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).

Детям предлагается в случае неправильного выполнения 4 попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).

Оценка состояния фонематических функций:

5- точное и правильное выполнение задания.

4- правильный ответ со 2 попытки.

3- правильный ответ с 3 попытки.

2- правильный ответ с 4 попытки.

1- невыполнение задания.

4.Обследование дыхания.

Дыхание: ключичное, ключично – грудное, грудное

Объем дыхания (поверхностное – верхне - ключичное, в норме)

Ритм дыхания (нормальный, аритмия.)

Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует.

Ротовой выдох: сформирован, не сформирован.

Объем вдоха и выдоха (короткий, длинный).

Оценка состояния дыхания.

5 - состояние дыхания в норме.

4 – состояние дыхания с нарушениями в 1 компоненте дыхания.

3 – состояние дыхания с нарушениями в 2 – 3 компонентах дыхания.

2 – состояние дыхания с нарушениями в 4 – 5 компонентах дыхания.

1 – нарушены все компоненты дыхания.

5. Обследование моторных функций (мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика).

1. Обследование состояния мелкой моторики.

Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера.

2. Обследование состояния мимической моторики.

Детям предлагались следующие упражнения:

Поднимание бровей: вместе, поочередно

Зажмуривание глаз: вместе, поочередно

Улыбка

Надувание щек: вместе, поочередно

3.Исследование артикуляционной моторики включало:

изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);

подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).

Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...

Комментарии к исследованию и анализ результатов
Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача. Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов. При анализе медиа-проектов было обнаружено ...

Характеристика эмпирических исследований
К методам эмпирического исследования следует отнести: изучение литературы документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование. К более общим методам этого уровня относятся обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru