Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 2

Демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. Фильм обычно используется для введения в тему чтения, для уточнения и систематизации имеющихся у детей представлений. Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют как осознанному чтению, так и яркому эмоциональному восприятию содержания произведения.

Т.П. Сальникова рекомендует в целях развития у детей умения выделять важные и существенные моменты фильма после его просмотра организовать беседу. Многие вопросы в этой беседе будут только поставлены, а ответы на них учащиеся получат из рассказа, который им предстоит читать. Такая ситуация позволяет повысить интерес к чтению, делает его более целенаправленным.

В качестве источника информации могут также выступить сюжетные картины, предметные рисунки, иллюстрации и т.п.

Хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненности является слушание музыки. Программы по чтению и музыке для начальных классов дают большие возможности использования музыкальных произведений и отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений, сказок.

О подобной взаимосвязи уроков чтения и музыки достаточно подробно говорит Л.В. Куриленко. Автор считает, что осуществление координации уроков музыки и чтения с опорой на принцип единства эмоционального и интеллектуального гармонизирует учебно-познавательную деятельность, придает ей действенный творческий характер, воспитывает в ребенке положительную мотивацию к учение, формирует в нем поисковые, исследовательские навыки, способствует тем самым развитию нестандартно мыслящего человека, обладающего различными методами и средствами познания мира".

Еще одним приемом, способствующим восприятию произведения, является рассказ учителя, который, как правило, используется в комплексе с беседой. Рассказ знакомит учащихся с писателем. При этом учитель обычно показывает детям портрет писателя, его книги разных изданий, что чрезвычайно важно в целях пропаганды книги, воспитания любви к чтению.

Т.П.Сальникова указывает на необходимость постепенного углубления знаний учащихся об авторах читаемых произведений. От сообщения эпизодических сведений нужно переходить к более целостному ознакомлению детей с жизнью и творчеством писателя.

Беседа возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать. Вопросы для беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие – различные, третьи рассчитаны на сообразительность. Но необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей ответа не знают. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением. Такое чередование вопросов позволяет вовлечь в работу всех детей, в том числе и слабых учеников.

Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителя о теме произведения. Подготовительная беседа не является обязательной. Она не проводится, если тематика произведения близка и понятна детям, если подобные произведения читались детьми на предыдущих уроках.

Наиболее эффективным приемом подготовительного к восприятию поэтического произведения (особенно лирического стихотворения) является прослушивание музыки, т.к.создает настроение, адекватное авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения. Например, знакомясь с поэтическими произведениями, посвященными зиме, зимней природе используется музыка, рисующая это время года: "Здравствуй, гостья зима!" на стихи И.Никитина и музыку Р.Глиэра, песня "Зимний вечер" на стихи А.С.Пушкина, отрывок из первой симфонии П.И.Чайковского "Зимние грезы".Таким образом, у детей вместе с образом зимы, который помогает им создать поэт, возникает более широкий по обобщенности и ассоциативности образ зимней природы, чему способствует слушание музыкального произведения.

Если прослушивание музыкального произведения является эффективным приемом подготовки к восприятию поэтического текста, то использование произведений живописи перед чтением стихотворения, по мнению Т.П.Сальниковой, не всегда целесообразно, поскольку это может затруднить восприятие стихотворения, ведь словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения произведения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Значение педагогических идей Л.Зизания, М.Смотрицкого, К.Лыщинского, С.Полоцкого. Деятельность Адукационной комиссии
Лаврентий Зизаний (Лаврентий Тустановский; около 1570 — после 1633) — протоиерей, известный украинский и белорусский учёный, писатель, переводчик; брат Стефана Зизания. Зизаний был воспитателем у князя Александра Константиновича Острожского в Ярославле Галицком. Приехав в 1626 в Москву, он представ ...

Примеры методик по исследованию воображения
Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных пробл ...

Проверка гипотезы о разности двух средних значений
Проверка гипотезы о разности между двумя средними арифметическими – одна из наиболее часто встречающихся задач исследовательской работы. Рассмотрим следующий пример: Две группы велосипедистов использовали в соревновательном периоде два различных метода силовой подготовки. Первая группа весь объем с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru