Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 4

Интересной в этом отношении является исследование с участием Е.А.Швайкиной, в котором была затронута проблема работы над лексикой культового тематического поля при изучении русской поэзии XIX в. в начальной школе.

Т.П.Сальникова отмечает, что в последнее время учителя стали применять прием стилистического эксперимента. Т.В.Волченко приводит пример такого эксперимента. Автор отмечает, что определенную трудность на уроках литературы вызывает работа с художественными средствами – метафорой, сравнением и эпитетами. Чтобы дети полнее представили себе их роль в художественном произведении, особенно в стихах, нужно заменить их реальным описанием, например из стихотворения С.Есенина "Пороша" убрать все метафоры и сравнения:

восприятие школьный педагогический поэтический

Заколдован невидимкой, Лес стоит тихо,

Дремлет лес подсказкой сна. Сосна покрыта снегом,

Словно белою косынкой Согнулась под его тяжестью.

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

Дети тонко чувствуют как пропадает красота стихотворения, его яркость и образность .

Проблемный анализ – это анализ проблемных вопросов и ситуаций. Организуя такую работу, учитель должен помнить, что, считаясь с наивным реализмом читателей, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии. Характерными чертами проблемных вопросов являются: 1) наличие противоречия и возможность альтернативных ответов; 2) увлекательность; 3) соответствие охватить не только единичный факт, но и широкий круг материала, что поможет выяснить общее в единичном.

Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, этических проблем, затронутых писателем.

Анализ развития действий М.С.Соловейчик связывает с работой над сюжетом литературного произведения и его элементов (эпизод, глава и и.д.). При этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.

Этот анализ близок младшим школьникам и не представляет для них трудности. При проведении анализа развития действий в работе над эпизодом нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. Плодотворен бывает анализ, который начинается с кульминационной сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), т.к. они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами следует проводить специальную работу на уроках чтения в рамках целостного анализа развития действия.

Анализ художественных образов – это работа над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.) и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

М.С.Соловейчик рассматривает последовательность анализа художественных образов.

1. Работа над характером героя с опорой на сюжет, т.к. характер проявляется только в действии.

2. Рассмотрение взаимоотношений героев, т.к. на них строится любое действие. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах (в эпических произведениях).

3. Рассмотрение роли описаний пейзажа и интерьера, если они имеются в тексте.

4. На основе взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает и осознанию позиции автора – собеседника, потому что идея –это то, что именно хотел сказать писатель своим произведением.

5. Выявление личного отношения читателя к описанному (содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.

Роль пейзажа в эпическом произведении двояко. Она способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Пастель
Пастель — цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, или картины, исполняемые такими карандашами на шероховатой цветной бумаге, на бумаге, покрытой слоем пемзы (papier pumicif); на дереве с такой же поверхностью, на шероховатой веленевой коже, пергаменте, различных материях и ...

Распределение Пуассона
Пусть производится n независимых испытаний, в каждом из которых вероятность появления события А равна р. Для определения вероятности к появлений события А используют формулу Бернулли. Если n велико то пользуются формулой ЛапласаЮ однако эта формула непригодна, если вероятность события мала (p<0. ...

Как ведется работа с неблагополучными семьями
Показателем семейного благополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru