Педагогика и воспитание » Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней группе » Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения

Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения

Страница 1

Для того чтобы составить программу нравственного воспитания детей средней группы, необходимо провести диагностику уровня сформированности привычек нравственного поведения.

В нашем исследовании приняли участие 10 детей второй средней группы ДОУ № 31 г. Сызрани (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых – от 4 лет 7 мес. до 5 лет 1 мес.

В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:

ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);

наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.

В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Вы­яснение особенностей осуществлялось путем сравне­ния поведения детей в двух планах их взаимоотноше­ний: в ситуации рассказа (проявление познавательного ас­пекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения).

Основными задачами констатирующего экспери­мента были:

1) выяснение психологических особен­ностей выполнения нравственных норм детьми в их взаимоотношениях;

2) установление наличного уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет.

В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»

Из 10 детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 6 человек, двое определили как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно, один ребенок выделил лишь две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), один – выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.

На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:

«здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 8 чел.,

«нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» – 7 чел.,

«за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» - 9 чел., «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказал) – 1 чел.,

«сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» – 6 чел.,

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс. Это может быть инфекция, травма, передача неблагоприятных наследственных признаков, приводящих к повреждению анатомических или функциональных (в том числе МОЗГОВЫХ) структур организма человека. Лица с отклонениями в развитии н ...

Исследование динамики успешности использования ролевых игр при обучении диалогической речи на уроках немецкого языка
На последнем уроке по данной теме была проведена ролевая игра по теме «Die Natur» в форме проекта - диалога. Учащимся было предложено составить проект-диалог «Die Natur». Эта работа проводилась в 2-х группах: защитники окружающей среды и эксперты. Задача первой группы была заранее подготовить проек ...

Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР
К общим речевым навыкам относят: фонационное (речевое) дыхание, координация дыхания, голосообразования и артикуляции, мимика и выразительность движений, способность понимать и выражать различные эмоции, сила голоса, высотный диапазон голоса, темпо-ритмическая организация высказывания, восприятие и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru