Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся.
Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствовать выпускникам приступить к занятиям высшего порядка. Перестраивая гимназию, М.В.Ломоносов выделил две ступени: ординарную и экстраординарную школы. Ординарная школа имела три класса, каждый из которых отличался продолжительностью обучения и набором изучаемых предметов. Экстраординарная имела отделения по изучению языков.
М.В. Ломоносов разработал учебный план, в котором школьные предметы делились на обыкновенные и дополнительные. Дополнительные предметы не должны были изучать менее способные ученики или «великовозрастные» (таблица 1, 2.).
Таблица 1
Основные предметы
Класс |
Предметы обыкновенные | ||
Русский язык |
Латинский язык |
Начатки философии и математики | |
Старший |
Стилистические упражнения в прозе и стихах и толкование текстов |
Стилистические упражнения в прозе и стихах |
Излагаются правила логики |
Средний |
Грамматика и риторика |
Заканчивается грамматика, толкование авторов |
Преподается геометрия и география |
Низший |
Упражнения в быстром и правильном чтении, в письме |
Первые основы латинского языка |
Изучаются арифметические действия |
Таблица 2
Дополнительные предметы
Класс |
Предметы обыкновенные | ||
Греческий язык |
Немецкий язык |
Французский язык | |
Старший |
Обучение греческому языку. После в университете каждый по собственному почину может завершить его у профессора |
Занимаются стилистикой и переводами на немецкий язык |
Стилистика и переводы |
Средний |
Излагается немецкая грамматика |
Грамматика |
Н.И. Пирогов, предвидя потребность России в культурных, грамотных людях, составил проект школьной системы, в котором должны были сочетаться реальное и классическое образование. Важный принцип построения будущей школьной системы — преемственность (Таблица 3).
Таблица 3.
Система образования по Н.И. Пирогову
Университет или высшие учебные заведения Классическая гимназия (срок обучения 5 лет) Классическая прогимназия (4 года) |
Высшие специальные учебные заведения Реальная гимназия (3 года) Реальная прогимназия (4 года) |
Элементарная (начальная) школа (2 года) |
Первая ступень школы должна быть общей для всех слоев населения. Из элементарной школы, обучение в которой ограничивалось двумя годами, учащиеся могли идти только прямо в «жизнь» или в прогимназию. После единой начальной двухгодичной школы Пирогов предлагал получение дальнейшего образования через прогимназии и гимназии (реальные и классические) с выходом в высшие специальные учебные заведения. Прогимназии в предлагаемой Пироговым системе образования делились на два типа — реальные и классические с четырехлетним сроком обучения. Важно и то, что если ученик окончил реальную прогимназию и у него изменились планы, он имел право поступать в третий класс классической прогимназии.
Другое по теме:
Роль насекомых в природе
Высокая численность насекомых объясняется их большой плодовитостью и совершенным набором приспособлений для выживания в самых разнообразных условиях. Практически все вещества органического происхождения используются насекомыми в пищу. Поэтому насекомые, как один из самых существенных компонентов в ...
Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших
школьников
Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связ ...
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности — самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подл ...