Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 1

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателями все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

Таким образом, Т.П.Сальникова выделяет три этапа работы над произведением:

1) первичный синтез;

2) анализ;

3) вторичный синтез.

Этап первичного синтеза автор, в свою очередь, подразделяет на подготовку к первичному восприятию текста, установку на целенаправленное восприятие текста, первичное восприятие текста, эмоционально-оценочную беседу.

Основные задачи первичного синтеза – это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста, выяснение эмоционального воздействия произведения.

Для правильного восприятия содержания произведения учащиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей.

Задачи подготовительной работы к восприятию текста включают:

- расширение представлений учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении, сообщение новых сведений и тем самым обеспечение сознательного восприятия текста;

- знакомство с жизнью писателя с целью вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;

- подготовка детей к эмоциональному восприятию произведения;

- раскрытие лексического значения слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено.

Т.П.Сальникова отмечает, что вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы решается учителем, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся.

На этом этапе предлагается проводить следующие виды работ, способствующие восприятию произведения:

- рассматривание книги;

- свободное высказывание детей, основанные на их собственных впечатлениях;

- беседа;

- рассказ учителя;

-экскурсия;

- рассматривание картин и рисунков;

- демонстрация фильмов;

- прослушивание музыкальных произведений;

- викторина по книгам или произведениям автора;

- обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении и т.д.

М.И. Оморокова предлагает на подготовительном этапе работы над художественным произведением осуществлять ориентировку учащихся в тексте (заголовок, автор, иллюстрации, беглый просмотр текста произведения) .

Особенно важен рассматриваемый этап ри изучении поэтического произведения. На нем решаются конкретные учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения .

Особенно важен рассматриваемый этап при изучении поэтического произведения. На нем решаются конкретные учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения.

Планируя рассказ об авторе или беседу о его жизни и творчестве, следует помнить о том, что этот прием целесообразен лишь в тех случаях, когда такие сведения имеют отношения к описываемым событиям.

Экскурсия организуется перед чтением произведений о природе для углубления конкретных знаний учащихся и формирования умения наблюдать и точно описывать явления природы. Т.П.Сальникова пишет: "В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть изображенное автором в произведении, но и услышать то, о чем он пишет. Не научить детей слышать звуки леса, реки, неба – значит не научить их видеть природу во всей ее красоте. Если в ребенке не развито это умение, то восприятие художественного произведения о природе будет затруднено".

В зависимости от содержания произведения проводят экскурсии в музей, на производства. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит в речь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся в тексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Методика работы над комбинаторными задачами в начальной школе
Анализ методической и нсихолого-педагогической литературы показал, что включение задач с элементами теории вероятностей и комбинаторики в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Обучение младших школьников решению стохастических задач является весьм ...

Болонский процесс
Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса. Болонский процесс - это процесс создания Зоны европейского высшего образования как ключев ...

Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения
Перед современной теорией обучения стоят те же вечные проблемы дидактики, такие, как проблема сущности образовательного процесса, проблема содержания образования, соотношения количества обязательных и элективных предметов, объема отдельных предметных курсов, методов и форм обучения, проблема роли у ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru