Новая педагогика » Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич – разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.

По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1 -го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В 1999 году К. А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году — 1,72 на 1000, в 1982—89 годах — 5,6-8,9 на 1000[17].

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий.

Особенностью нарушений звуко – произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.

Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко – слоговой структуры слова.

В фонетико – фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико – фонематического недоразвития;

Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не «слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов лишь с дефектно – произносимыми звуками. И, наконец, в более редких случаях у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференциального подхода при коррекции фонетико – фонематических нарушений у детей.

Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.

Цель нашей работы - определение путей коррекции нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с церебральным параличом.

Гипотеза. Мы предполагаем, что коррекцию фонетико- фонематических нарушений у дошкольников с детским церебральным параличом, возможно, осуществлять средствами тактильно - проприоцептивной стимуляции, развитием чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и слухо-зрительно-кинестетического контроля.

Объект нашего исследования - нарушение фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

Предмет нашего исследования - приемы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях.

Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

Охарактеризовать состояние фонетико- фонематической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Выявить особенности логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.

Проанализировать результаты проведённого коррекционного обучения по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.

В своей работе мы использовали следующие методы:

1. Теоретический - анализ литературы по теме;

2. Социолого-педагогический – изучение личных дел, медицинской документации, изучение опыта логопедов практиков;

3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.

Организация исследования: данное исследование проводилось на базе МДОУ № 69 комбинированного вида, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с 8.01. 2008г по 14.02. 2008 г.

Практическая значимость: мы считаем, что полученные нами данные могут быть использованы в работе логопедов, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре, родителей детей с церебральным параличом.


Другое по теме:

Приемы обучения выразительному чтению стихов
Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А., можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду: 1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создан ...

Описание программы с использованием сюжетно-ролевых игр
Программа занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению. I. Цель: формирование готовности к школьному обучению. II. Задачи: Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения; Развитие познавательных процессов; Формирование навыков общения и совместной деятельно ...

Выявление взаимосвязи между уровнем развития общей и мелкой моторики и уровнем речевого развития
Таблица № 1 Речевое развитие детей 3-х летнего возраста Фамилия Зона развития Уровень развития Баллы 1. Дьячков III - норма средний 5,4 2. Грузинцева III - норма средний 5,4 3. Андреевский V-III - зона средний 5,6 4. Курчинова III - норма средний 5,4 5. Логиновский III - норма средний 5,4 6. Мельни ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru