Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 5

Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц.

Осознание идеи произведения – это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое творение. В начальной школе дети только учатся этому, поэтому авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Выявлением авторской позиции следует заниматься лишь тогда, когда чувствуется необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи.

Не стоит при анализе текста всякий раз подвергать разбору все названные в примерной схеме элементы. Рассмотрению подлежат только те из них, которые наилучшим образом раскрывают смысл, идейное содержание прочитанного.

Пути анализа литературного произведения зависят от характера произведения, от возможностей учащихся, от желания учителя. Но исходя из специфики литературы как искусства более распространенным и целесообразным можно считать анализ художественных образов.

В целом анализ художественного произведения занимает значительное место в существующих программах по чтению. Он рассматривается их авторами как способ реализации литературоведческого принципа, предопределяющего структуру курса литературного чтения; как средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения; как путь воспитания читателя, способного полноценно воспринимать искусство слова.

А вот нужен ли, возможен ли анализ поэтических произведений, и если нужен, то как при изучении сочетаются логическое и эмоциональное начала?

В.П.Медведев отвечает на этот вопрос утвердительно, считая, что аналитическая работа над данным видом литературных произведений должна иметь место в школе, но при этом необходимо отчетливо осознать своеобразие его художественной природы, особенности лирического образа, основных компонентов стихотворения – композиции, языка, стиха. Ориентир для преподавателя – серьезные литературоведческие исследования Одни из них дадут ему общее направление в работе, другие подскажут конкретные формы целостного анализа текста. Разумеется, задачи и формы литературоведческого и школьного анализа художественного текста при общей основе имеют существенные различия. Литературовед всесторонне исследует то или иное явление. Учитель же пользуется результатами литературоведческого анализа на уроке в той мере, в какой они позволяют ввести класс в образный мир и проблематику произведения.

М.И.Оморокова предостерегает учителей лот излишней регламентации работы в области восприятия художественного произведения, которая способна подавить чувства ребенка, "засушить" их. Подобное явление возникает в том случае, если основой анализа текста является его логический аспект, а образная и эмоциональная стороны произведения игнорируются. Этот момент особенно актуален при изучении поэтических произведений.

С точки зрения автора, не способствует целостному восприятию произведения ребенком и отрыв анализа содержательной стороны текста от использованных в нем изобразительных средств(языка, структуры, образности, жанровых и стилистических особенностей). Нередко к сказкам, лирическим стихотворениям, научно-познавательным произведениям и ярким художественным рассказам предлагаются одни и те же по характеру вопросы и задания, которые обезличивают произведение, авторскую индивидуальность и создают ук ребенка какое-то общее, недифференцированное представление обо всем том литературном богатстве, с которым он встречается.

В процессе анализа художественного произведения, в том числе и поэтического, можно использовать следующие виды работы с текстом: беседа, выборочное чтение, постановка вопросов самими учащимися, иллюстрирование текста, составление плана произведения.

Беседа включает вопросы, которые можно разделить на группы:

- вопросы по фактическому содержанию, которые ставятся перед учащимися после первого чтения и в процессе выборочного чтения;

- вопросы, выясняющие различные связи: причина и следствие и др.;

- вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям;

- вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом детей.

Вопросы беседы должны быть целенаправленны и ставиться в определенной системе.

Выборочное чтение – это чтение текста в соответствии с заданием или вопросом. Задания могут быть направлены на выяснение конкретного содержания, на установление различных связей, на раскрытие художественных особенностей, собственного отношения учащихся к прочитанному.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения
Поскольку проведенное нами исследование показало независимость формирования духовно-нравственных качеств от дефекта зрения, в работе со слабовидящими и слепыми детьми, педагогам необходимо руководствоваться, прежде всего, общими задачами нравственного воспитания, сформулированными в национальной до ...

Современные методы решения сюжетных задач
Если например до 19-ого века цели решения этих задач были чисто практические: научить решать задачи, которые часто встречаются в жизненной практике, то затем эти цели значительно расширились и, кроме практических целей, они начинают использоваться как важное общеобразовательное и методическое средс ...

Речь и мышление младенца
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения сп ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru