Педагогика и воспитание » Использование ролевой игры при обучении диалогической речи учащихся » Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Страница 1

Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей деятельности. Нормальное состояние человека, если только он спит, - активное деятельное состояние. Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят – трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми и так далее. Словом он проявляет свою активность – внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и так далее).

Деятельность – это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Без деятельности не возможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности. Всякая деятельность требует определённых умений и навыков, которые вырабатываются в процессе деятельности.

Деятельность людей многообразна, но при этом её можно свести к трём основным видам: учебной, трудовой и игровой. Любой вид деятельности, в которой появляется что-то новое, приобретает творческий характер.

Как было сказано выше, игровая деятельность является основным видом деятельности детей. Рассмотрим её подробнее, так как именно в ходе игры учащиеся преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением и получают знания.

Игровая деятельность – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной деятельности. Этот вид совместной деятельности является наиболее характерным для учащихся 5-7 классов. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей деятельности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности. А сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»).

В ходе игровой деятельности у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игровая деятельность на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействия и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игровая деятельность вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (дидактическая игра).

Основные принципы организации игры:

Отсутствие принуждения любой формы при вовлечение учащихся в игру.

Принципы развития игровой динамики.

Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).

Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий и реальный жизненный опыт учащихся.

Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей речевого развития у детей с нарушениями зрения. Задачи: 1) провести комплексное обследование речи детей 6-ти лет с ОНР с нарушениями зрения и их сверстников с нормальным зрением; 2) провести сравнительное изучение результатов обследования реч ...

Методика изучения логарифмической функции, ее свойств и их приложения. Производная показательной и логарифмической функции
Методика изучения логарифмической функции Изучение логарифмической функции начинается с выделения определения: функцию, заданную формулой называют логарифмической функцией с основанием . Основные свойства выводится из свойств показательной функции: 1. , т.к. при решении уравнения , т.е. любое полож ...

Обучение чтению текста
Вначале несколько слов о природе чтения. Это не просто оперирование буквами, не воспроизведение графических изображений текста, а руководимое текстом говорение, воссоздание звуковой формы речевого произведения и его частей в зависимости от его базовых смысловых характеристик. Чтение в высокой степе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru