Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения

Страница 1

Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизируют их мыслительную деятельность, формируют природоведческие представления и понятия. Эти задачи решаются на различных типах уроков: комбинированных, предметных, обобщающих, а так же во время экскурсий.

Эффективность каждого урока зависит от умелого использования учителем таких методов обучения, как рассказ – описание, рассказ-изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся, наблюдение; демонстрация опытов, натуральных объектов природы, гербариев и т. д.

Изучение опыта творчески работающих учителей позволило установить, что привлечение художественной литературы к изучению познания мира дает хороший педагогический эффект. Но эти произведения могут быть ценным учебно-дидактическим средством, если обладают художественной ценностью, изложение в них органически связано с темой урока, доступно учащимся начальных классов, если они имеют познавательное значение, что расширяет кругозор детей.

Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному. Например, задать вопросы: какое явление мы узнали в этом отрывке? По каким признакам вы об этом судите? Или предложить учащимся сравнить наблюдения писателя с их наблюдениями и ответить на вопрос: Какие особенности природы нашли отражение в данном произведении?

Учитель сш № 333 г. Москвы Л.И. Лабзина при рассматривании темы «Растения весной» использует рассказ М.И. Пришвина «Березовый сок» (приложение 1). После чтения отрывка учащихся можно спросить: «По каким признакам определяется начало сокодвижения в березе?» и т. д.

Большой интерес на уроках познания мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверьми. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Миронова, учитель сш № 2 г. Запорожца использует такой материал на разных этапах урока. На уроке «Звери осенью» разбирается учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливают основной фактор, который повлиял на эти изменения – температура. Изменения в неживой природе приводят к изменениям в жизни животных. Послушав рассказы из сборника «Вести из леса» Н. Сладкова (приложение 2), дети узнают, что у зверей на зиму меняется окраска шерсти, мех становится густым, откладывается жир. Все это поможет им перенести зиму.

В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимает дидактическая игра – творческая, целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности . Учитель сш № 116 г. Свердловска З.С. Мосслакова использует на уроках природоведения систему дидактических игр, среди них: «В магазине Природа», целью которой является – формирование умения различать комнатные растения. Задача: сгруппировать растения по определенному признаку:

по месту произрастания;

по отношению к интенсивности света;

по форме листьев.

Внимание – основное условие успешности обучения, считал К.Д. Ушинский. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания – эти задачи ставит перед собой Т.Л. Гаспирович, учитель сш № 15 г. Норильска. Она использует различные виды заданий, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих внимание, память, речь на этапе проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания можно организовать считает Т.Л. Гаспирович, используя анкету. Эта работа позволит за несколько минут выяснить уровень усвоения материала учащихся всего класса. Основные требования к вопросам анкеты: краткость формулировки, конкретность, доступность для понимания. В приложении № 4 приведен пример составления анкеты для проверки домашнего задания по теме «Растения поля». Она не рассчитана на простое перечисление фактов, а требует работы мысли, сообразительности, хотя весь материал взят из учебника.

Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интереса ученику. Одним из такого вида знаний можно назвать природоведческий диктант. Учитель кратко описывает животное или растение. Ученик должен узнать, о ком идет речь, и записать ответ в тетради.

Использование занимательного материала на уроках природоведения помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей (16,18).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Переход в следующий класс и выдача сертификатов в Германии
В начальной школе все ученики автоматически переходят с 1 во 2 класс. Как правило, начиная со 2 класса ученик переходит в следующий класс в соответствии с его успеваемостью, если он справляется с требованиями, он переходит в следующий класс, если нет – повторяет это ещё раз. Решение о том, переводи ...

Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и ...

Виды научных документов и изданий
Научный документ – это исторически обусловленная разновидность материального носителя, на котором тем или иным способом закреплены (записаны) научные сведения (данные) или научная информация, причем научный документ обязательно должен быть снабжен указанием, кем и когда он создан. По форме различаю ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru