Педагогика и воспитание » Содержание и структура школьного юридического образования » Содержание и структура правового образования в школе

Содержание и структура правового образования в школе

Страница 1

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также соответствующая организация уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.

Специфика содержания правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах:

предметная, где основу составляют курсы «Граждановедение» или «Введение в гражданско-правовое образование» для основной школы и в последующем курсы «Обществознание»;

межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;

воспитательная;

институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование);

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации правового образования исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание правового сознания единой линией педагогического воздействия, наконец определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе (а они носят междисциплинарный характер), избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.

Основными содержательными компонентами правового образования являются: политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания и основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

Культурно-образовательное пространство школы – это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности.

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования становятся:

- содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным перечнем основных тем, различного рода активные формы работы детей;

- уклад школы (особая среда школы) – традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов в системах «учитель - ученик», «учитель – родители», «ученик – ученик», «ученик - группа сверстников»;

- содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и соуправления, творческого и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых;

- открытость образовательной системы школы внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с ним;

- социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение родителей в реализацию правового образования.

- оценка учебных достижении обучающихся

Реализация целей и задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста
Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие требования. В отсутствии цензуры как таковой (как политико-нравственной системы) каждый ч ...

Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Рассмотрим, что такое деятельность вообще и игровая деятельность в частности. У Фридмана Л.М. и Кулагиной И.Ю. находим: «под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной ...

Характеристика понятий «знаковое опосредствование», «совокупное действие» и «открытое действие»
Знак является следом активного поведения присутствия другого в человеке. Д.Б. Эльконин пишет «Первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru