Педагогика и воспитание » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Проектирование по дисциплине «Технология»

Проектирование по дисциплине «Технология»

Страница 1

Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе её освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. По мнению П.С. Лернера «Образно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения. При этом алгоритм его остается единым на каждом этапе, увеличивается лишь многомерность решений. В известной мере проектирование можно считать программированным обучением».

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также изучение не только технологии, но и собственно деятельности людей в производственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.

Проектирование как метод познания должно оказывать ученикам практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладеть культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Как заинтересовать учеников младших классов проектированием? В такой постановке вопроса уже заложено утверждение, что ядром мотивации проектной деятельности признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Так, для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного.

Учитель может использовать некоторые процедуры формирования интереса к проектным заданиям, процессу проектирования, например следующие:

- объяснение сути проектного метода – введение расширенного понятия «проект» на примерах инженерных, дизайнерских, экономических, социальных и других его видах, а также представление его как способа улучшения технико-экономических, социальных, эргономических и экологических показателей производства товаров, изделий и услуг;

- представление вариантов выполненных проектов – знакомство с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению;

- акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов, формирование банка идей);

- выявление сильных и слабых сторон представляемых проектов;

- сообщение критериев оценивания выполненных работ;

различение проектов по сложности (выбор объекта, объема разработок, трудоемкость выполнения и др.);

- аннотирование перечня возможных тем проектов – представление перечня (не менее 10-12 тем);

- комментирование возможных результатов;

- ожидаемые проектные решения (изменение формы, размеров, цвета, выбор другого материала, совмещение функций изделия, уменьшение количества деталей, улучшение технологии изготовления и др.);

- проведение мысленного эксперимента под девизом: «А я бы сделал так…»;

- ознакомление с процедурой выполнения проектов – этапы, работа в классе и дома, консультации групповые и индивидуальные; выполнение проектов малыми группами, материальное воплощение проекта;

- информационное обеспечение проектирования (учебные занятия, тренинги, книги – учебные и специальные, компьютерная поддержка и др.), роль учителя;

- ознакомление с процедурой оценивания проектов – публичная защита, оценивание проекта и его защита, критерии оценивания.

Цели проектирования. Выполняя проекты, ученики на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла, до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Практическое изучение речевой готовности дошкольников к школе
Цель: Выявить уровень сформированности коммуникативно-речевой готовности дошкольников. Практическое исследование проходило в августе 2008 года, для эксперимента было отобрано две группы: экспериментальная и контрольная (по 10 детей), дошкольники подготовительной группы, посещающие МОУ ДОУ №31 г. За ...

Нахождение количественного выражения уровня самооценки
Выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, и ...

Умственная отсталость и причины ее возникновения
Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей отклонений в развитии — врожденные и приобретенные. Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде — интоксикации, травм, нарушений питания и т.п. Они ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru