Педагогика и воспитание » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Понятие «Технология» в начальной школе

Понятие «Технология» в начальной школе

Страница 1

По мнению Л.Ю.Огерчук «В основу парадигмы современного образования положены целенаправленное развитие каждого ребенка, мобилизация его физических и интеллектуальных ресурсов на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования актуализирует проблему технологической подготовки учащихся. «Технология» как образовательная область призвана стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности». (…)

В осуществление этой задачи особое место психологи и педагоги отводят урокам труда, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединению работы рук с работой головы. Это особенно важно в начальных классах, где доля продуктивной деятельности пока явно не достаточно.

Привлечение творческих связей к решению трудовых технологических заданий учащимися позволяет осуществлять слияние мысли и физического труда, осмысление выполнения рабочих операций, делая их более интересными. Трудовая деятельность становится источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.

В силу ряда причин уровень трудовой подготовки школьников, особенно на ее начальном этапе, за несколько последних лет заметно снизился. В большинстве школ программы по труду не выполняются. Недостаточно внимания уделяется его преемственности. Слабо используются учебные занятия для формирования у учащихся трудолюбия, осознанного выполнения трудовых операций, творческой активности, интереса к современным профессиям.

Задача усвоения учащимися содержания трудового обучения учителю начальных классов в условиях массовой школы, как правило, кажется незначительной по сравнению с вооружением их навыками письма, счета, чтения и часто игнорируется. В большинстве случаев он и не предполагает, какие именно мыслительные операции и обобщенные способы действий формирует, предлагая учащимся те или иные трудовые задания. Компенсируется это обычно стереотипным приемом «делай, как я». Положение усугубляется нехваткой материально-технического и методико-дидактического обеспечения, дефицитом материалов, инструментов, учебных пособий, инструкционных схем и т.д.

Трудовое обучение в начальных классах выступает составной частью начального образования. В то же время служит базой для дальнейшего его осуществления в основной и старшей школе и должно рассматриваться в этой преемственной связи. Замечательно, что во многих школах уроки трудового обучения в начальных классах ведут специалисты трудовики. Однако и это не решает проблемы.

Что имеется на сегодня для реализации технологической подготовки? Ряд программ, логика, структуры которых не отражает целостных технологических процессов и которые зачастую не содержат информации о том, какие именно способы действий должны освоить учащиеся.

Существуют методические рекомендации и справочники, указывающие на то, какие виды материалов и способы их обработки «должны знать учащиеся младших классов». Особенно ценными в этом плане являются книги П.Я. Рожнева, Н.Е. Цейтлиной, А.П. Демидовой. Но нет методик, позволяющих донести этот материал до сознания ребенка на каждом уровне обучения. Сегодняшних учителей начальных классов и специалистов по трудовому обучению в училищах и вузах, такой методике не обучали.

Младшему школьнику нравятся результаты собственного труда и это уже достаточно сильная мотивация для организации работы. Однако детей следует знакомить не только с назначением изготавливаемых изделий и классификацией исходных материалов, но и, прежде всего, с обобщенными способами их изготовления, а именно с технологиями преобразования материалов в процессе целесообразной продуктивной деятельности. А это означает, что основные направляющие линии в структуре учебного материала должны определяться именно преемственностью в способах преобразований объектов труда.

Для всех классов программой определен набор трудовых знаний и умений по каждому разделу, но не определена последовательность усвоения трудовых приемов, реализуемых в технологических заданиях, не выделены конкретные знания о способах разметки деталей, о схемах и чертежах, не определена их связь с практикой. Работая с такой программой, учителю самому приходится определять уровень сложности выполняемых детьми изделий и необходимой технологической документации.

Логично было бы выделить в программе разделы в соответствии с закономерностями целесообразной обработки материалов, указать необходимые операции, определить графические умения и знания, используемые в конкретных технологиях.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Игры на развитие быстроты
У кого дольше. Поставить обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси (как юлу), затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения. Волчок. Сидя в обруче, приподнять ноги, энергично оттолкнуться руками ...

Педагогический аспект
"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так считал Карл Орф Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания и ...

Развивающие игры и упражнения
Человек приобретает основные навыки, необходимые для жизни, начиная со своего рождения и до 20 лет. Мозг позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства. Он делится на два полушария: правое и левое. Правое полушарие координирует движения и &qu ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru