Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия людей, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Согласно зарубежным исследованиям, здоровье содержит в себе следующие составляющие:
- физическую (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели);
- психическую (психологическое благополучие, контроль поведенческих и (или) эмоциональных реакций, познавательное функционирование, наличие или отсутствие беспокойства, депрессии);
- социальную (контакты с людьми, социальные ресурсы);
- ролевую (ролевое функционирование, т.е. свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе в школе);
- общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива здоровья) .
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.
Понятие "отношение к здоровью" ещё относительно ново для психологической науки. Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Подростком считается несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18лет .
Здоровье подросткового населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.
Подростковый возраст – это важнейший этап, когда закладывается фундамент для взрослой жизни, которая может стать либо здоровой, либо нет. Большую опасность для здоровья представляет склонность подростков к рискованному поведению, которая часто обусловлена социальными причинами: желание казаться взрослым, стремление войти в референтную группу сверстников и т.д. Рискованное поведение подростков в сфере здоровья может проявляться в приёме алкоголя, наркотиков, табакокурении, незащищённых половых контактах и т.д. В период между 11 и 15 годами в среднем доля молодых людей, которые сообщают о том, что курят и употребляют алкоголь каждую неделю, возрастает на 17 %. Многие из этих молодых курильщиков сохранят эту привычку и во взрослой жизни. Аналогичным образом, начало сексуальных отношений в раннем возрасте является важным маркером плохого сексуального здоровья во взрослой жизни. Отчет устанавливает тот факт, что в среднем 26% 15-летних подростков имеют сексуальные отношения .
Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага и карьера. Таким образом, здоровый образ жизни не обладает в глазах молодых людей достаточной ценностью.
Анализ результатов экспериментальных исследований позволяет сделать следующий вывод: отношение к здоровью у современного человека носит парадоксальный характер, так как явно выражено несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего здоровья, с другой стороны. Многие подростки понимают важность здоровья и переживают по поводу своего состояния здоровья, но, тем не менее, никак не меняют своего реального поведения: не отказываются от рискованного поведения и вредных привычек, не занимаются профилактикой заболеваний и укреплением здоровья. Следовательно, ценность здоровья также далеко не всегда определяет выбор здорового образа жизни.
Другое по теме:
История и перспективы экологического образования
проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских д ...
Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном
рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента
Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник. Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадицио ...
Комментарии к исследованию и анализ результатов
Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача. Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов. При анализе медиа-проектов было обнаружено ...