Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 13

Теоретический анализ различных подходов (В.И. Андреев, Н.П. Аникеева, Н.К. Ахметов, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, П.И. Пидкасистый, И. И. Фришман, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков О.В.Громыко, В.В. Давыдов, М.В. Минкин, Г.П. Щедровицкий, С.Ф. Щербак, Д.Б. Эльконин) к игровой деятельности, к педагогически организованной игре, позволил нам уточнить место игровых технологий в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя. Рассматривая игровые технологии на пересечении понятийных полей «игра» и «технологии», мы провели сопоставительный анализ категориального ряда: «игра», «игровая деятельность», «педагогически организованная игра», «дидактические игры», «игровые технологии». Игровые технологии по целевым установкам относятся к группе личностно-ориентированных, антропоцентрических, они отличаются гуманистической и психотерапевтической направленностью, имеют целью развитие субъектных характеристик личности. Игровые технологии также могут быть отнесены к группе технологий сотрудничества, так как предполагают демократические, партнерские отношения педагога и студентов, совместное согласование цели, содержания, правил, процедур игровой деятельности, участие в групповой рефлексии. Игровые технологии относят также к группе активных (или интерактивных): ориентированы на взаимодействие (интеракцию), кооперацию, сотрудничество равноправных субъектов образовательного процесса. Итогом проведенного анализа стало рассмотрение игровых технологий как профессионально ориентированных, гуманистических, интерактивных, включающих цель, алгоритм организации, результат (как игровой, так и педагогический). Для игровых технологий характерно: обоснование целей на диагностической основе; наличие обратной связи; воспроизводимость; системность; эффективность; вариативность; гибкость.

В высшей профессиональной школе игровые технологии являются средством постижения, освоения студентами будущей профессиональной реальности, насыщения ее новыми смыслами и ценностями, адекватными представлениям личности о стандартах и нормативах избранной профессии. Применение игровых технологий создает благоприятные предпосылки для адресной коррекции профессионально необходимых личностных качеств. В профессионально-педагогическом образовании целесообразно использование различных игровых технологий: ролевой, деловой, технологии имитационного моделирования и других. Технология деловых игр представляется достаточно сложной и предполагает серьезную и многоэтапную подготовку преподавателя. Деловые игры, сочетая социальный и предметный контекст, моделируют профессиональную деятельность, воспроизводят системы многоплановых отношений и взаимодействия, позволяя студентам приблизиться к будущей профессии, освоить сферу субординационных отношений в педагогическом сообществе, понять разнообразные барьеры, конфликты.

В высшем профессионально-педагогическом образовании особенно значимы также ролевые (сюжетно-ролевые) игры. Технология ролевых игр проста, понятна, не требует длительной подготовки студентов и преподавателей. Основу роли составляют отношения между субъектами образовательного процесса. Дидактическая ценность исполнения ролей заключается в том, что позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность специалистов, обучая студентов на основе синтетический моделей учебной и профессиональной деятельности.

В профессионально-педагогическом образовании применяются также организационно-деятельностные игры. Эта технология наиболее интересна, однако требует значительно больших затрат труда как от преподавателя и от студентов, а также специальной подготовки преподавателя вуза. Конечный результат организационно-деятельностной игры обладает высокой степенью неопределенности. Особенно важно, что студенты учатся переносить знания и опыт из учебной ситуации в квази-профессиональную и далее в реальную производственную деятельность. В педагогической деятельности невозможно исключить действие субъективного личностного фактора. Определенная неоднозначность, некоторая вариативность - отличительные черты игровых технологий: успех их реализации в значительной степени определяется уровнем педагогической техники конкретного учителя.

Подготовку студентов к применению игровых технологий при изучении психологических и педагогических дисциплин мы рассматриваем как процесс, предполагающий:

- усвоение студентами системы знаний об игре, игровой деятельности, технологиях и технике игры и др.;

- становление эмоционально-ценностного отношения будущих учителей к игровым технологиям, их позитивное восприятие игры, понимание ее потенциальных возможностей, а также рисков и барьеров;

- формирование у студентов умений, навыков, компетенций, позволяющих включать различные игровые технологии в образовательный процесс;

- обогащение субъективного опыта студентов применением, адаптацией, а также проектированием различных игровых технологий;

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru