Проектируя теоретическую модель подготовки студентов к применению игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин, мы опирались на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную на кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Решение проблемы подготовки будущих учителей к эффективному использованию игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин мы связываем с формированием у студентов эмоционально-ценностного отношения к игре, с моделированием междисциплинарного (педагогические, психологические, методические дисциплины) содержательного конструкта, с повышением субъектности всех участников образовательного процесса.
Моделирование традиционно рассматривается как метод построения и исследования вещественных или знаковых моделей, то есть особых объектов или систем, отражающих свойства оригинала. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции оригинала (предмета исследования). В основе моделирования лежит определенное соответствие между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. При создании модели подготовки будущего учителя к применению игровых технологий мы учитывали идеи Балла Г.А., утверждающего, что модель может быть не только вторична относительно моделируемой системы, но и первична по отношению к ней. Такой подход позволяет говорить о модели будущих результатов, усиливает прогностическую функцию моделирования. Модель осуществляет также интерпретирующую, иллюстративную, корректирующую и объяснительную функции.
Создавая модель подготовки студентов к использованию игры, мы принимали во внимание, что подобная модель является основанием для преобразования психолого-педагогической подготовки в университете.
Моделирование позволило нам уточнить иерархию существующих компонентов (цель, содержание, технологии, критерии, результат), уяснить взаимосвязи между ними, систематизировать и объединить в единый конструкт теоретический материал психологических и педагогических дисциплин (частично, методических), выбрать технологии, наиболее адекватные содержанию.
Мы рассматриваем игровую компетентность как многоуровневое образование, которое зависит от степени сформированности всех ее компонентов (когнитивного, операционально-деятельностного, эмоционально-ценностного, личностного, конативного). Принимая во внимание степень сформированности этих компонентов, в качестве основных, базовых, мы выделили два: когнитивный (знания, опыт) и операционально-деятельностный (умения и компетенции). Условно было выделено три основных уровня игровой компетентности: низкий (нормативно-репродуктивный), средний (ситуативно-поисковый), высокий (творческий).
Низкий (нормативно-репродуктивный) уровень развития игровой компетентности будущего учителя:
- студент осуществляет игровые технологии по готовому образцу, по заданному алгоритму;
- воспроизводит наиболее простые и знакомые варианты (игровые фрагменты, ситуации, настольные, компьютерные игры и др.);
- не адаптирует игровые технологии; применяет их без учета индивидуальных и возрастных психологических особенностей школьников; без оценки своих собственных возможностей.
Другое по теме:
Характеристика программы «Гибкий режим в детском саду»
«Гибкий режим в детском саду» - программа воспитания и обучения, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь, разработанная Белорусским научно-исследовательским институтом образования. Данная программа предназначена для дошкольных учреждений и групп с гибким режимом дня, а также роди ...
Традиции коллектива
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают колл ...
Работа по коррекции дыхания
Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрыз ...