Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет.
В исследованиях различных психологов, особенно американских, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это есть результат научения.
С нашей точки зрения, анализ природы движения должен начинаться с вопроса о том, какие из них следует отнести к врожденным, а какие — к выработанным. В отношении первых фактор созревания будет, естественно, решающим, в то время как в отношении условно-рефлекторных двигательных актов определяющим фактором будет научение.
Такая классификация легче всего может быть получена на основе анализа развития движений в онтогенезе ребенка. В сущности, все движения сначала проявляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка они приобретают условно-рефлекторный характер, т. е. приводятся в связь с раздражителями, (которыми ранее они не были связаны, или вырабатываются новые комбинации из нескольких движений. Например, с первых дней жизни у ребенка имеется врожденный хватательный рефлекс, который к концу 1-го месяца становится слабее и постепенно угасает; в возрасте около 4 месяцев ребенок начинает тянуться к яркому предмету и схватывает его — теперь то же самое хватательное движение является результатом обучения, т. е. получает условно-рефлекторный характер. В возрасте 8-9 месяцев у ребенка наблюдается дальне и шее усложнение хватательного рефлекса: большой предмет он захватывает всей ладонью и пальцами, а мелкий — только пальцами, т. е. комбинируются движения различных мышц в зависимости от размера объекта, который нужно схватить.
Интересно, что врожденными оказываются как простые движения, так и некоторые сложнокоординированные двигательные акты, сюда относятся не только многие сложные но своей структуре врожденные пищевые и оборонительные реакции (сосание, глотание, чихание и т. п.) — локомоцию ходьбы, плавания, например, на ранних этапах развития ребенка обнаруживаются как врожденные. В первые недели жизни распеленутый младенец проделывает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то - плавательные. Около трехмесячного возраста врожденные шагательные и плавательные движения «исчезают», и как выработанные они могут быть получены лишь и более старшем возрасте. К врожденным относятся и довольно сложные мимические реакции детей, также имеющие в основе согласованные движение нескольких мышечных групп. С первых дней жизни младенцы дают адекватные мимические реакции на различные вкусовые раздражения, в возрасте от 2 до 6 месяцев у них ярко выражено подражание мимике взрослых. О врожденном характере этих реакций свидетельствует то, что они проявляются у всех нормально развивающихся детей примерно в одни сроки, возникают без специального обучения, стереотипны, трудноугасимы.
На 7-м месяце безусловно-рефлекторная имитация мимики угасает, а как выработанная реакция отмечается у детей лишь в возрасте около двух лет,
Несомненно, что упоминаемое нами «исчезновение», или «угасание», безусловных двигательных рефлексов есть результат его торможения другими, вновь формирующимися двигательными актами.
Очень важно отметить, что на ранних этапах развития ребенка безусловные двигательные рефлексы находятся на разных стадиях функциональной зрелости. Некоторые из них, наиболее важные для сохранения жизни (пищевые, оборонительные), оказываются вполне координированными и готовыми к функционированию уже к рождению ребенка. Функционирование и регуляцию таких двигательных рефлексов, имеющих особенно большое биологическое значение, обеспечивают подкорковые узлы. Пищевые и оборонительные рефлексы хорошо выражены даже у детей-анэнцефалов (т. е, детей, родившихся без больших полушарий). Однако и эти безусловные рефлексы становятся более четкими, совершенными но мере созревания корковых ветвей дуг безусловных рефлексов — это и есть процесс кортиколизации врожденных реакций. Обратный процесс — утрата четкости и тонкости безусловных рефлексов — наблюдался Э. А. Асратяном при декортикации животных, т, е. при удалении корковых ветвей этих рефлексов.
Процесс кортиколизации включает и формирование множества условных связей на основе данного безусловного рефлекса. Опять-таки можно видеть, что именно наиболее жизненно важные пищевые и защитные рефлексы первыми приобретают условно-рефлекторный характер. Так, с 10-14-го дня жизни у младенцев можно наблюдать не только безусловный сосательный рефлекс, но и условный на «положение для кормления»; как только мать берет ребенка на руки, он начинает проделывать искательные движения головой и сосательные движения губами.
Другое по теме:
Модели и технологии дистанционного образования
Исторически дистанционное образование (ДО) прошло через следующие этапы: а) Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение – обучение по переписке. б) Интегрирование различных технологий, упо ...
Понятие профильного обучения, компоненты профильного обучения
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школ ...
Государственный стандарт начального общего образования в России
В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу. Стандарт начального обра ...