Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы.
Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для развития изобразительного творчества у детей в семье и детском саду.
2. Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности и описать их влияние на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников.
3. Разработать и апробировать экспериментальную методику на выявление возможности влияния сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:
ü грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования
ü наличие соответствующей материальной базы
ü заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей
ü взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Исследовательская работа включала несколько этапов:
1. констатирующий эксперимент, направленный на выявление условий для развития детского изобразительного творчества в дошкольном учреждении и семье и на выявление у детей уровней развития изобразительного творчества.
2. формирующий эксперимент, в ходе которого нами были подобраны различные нетрадиционные техники рисования и проведен ряд занятий по сюжетному рисованию с использованием данных техник с детьми, проявившими предпосылки к развитию творчества.
3. контрольный эксперимент, направленный на выявление влияния использования нетрадиционных техник в сюжетном рисовании на развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста.
Для проведения исследовательской работы по выявлению условий для развития изобразительного творчества в семье и детском саду нами были использованы анкеты.
Ответы родителей и педагогов дошкольных учреждений сравнивались нами с условиями, необходимыми для развития художественного творчества, выделенными Г.Г. Григорьевой в книге «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»:
ü широкий подход к решению проблемы: данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка и во всех видах деятельности. (должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество).
ü Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.).
ü Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.
ü Общение с искусством.
ü Обучение
ü Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения.
ü Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым.
ü Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Для выявления у детей уровней развития творчества в сюжетном рисовании нами было проведено занятие по сюжетному рисованию на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…». Были выделены следующие уровни творчества: высокий, средний и низкий. Отнесение ребенка к каждому из них обусловлено соответствием показателей процесса и качества продукции его художественного творчества критериям оценки, выдвинутым Н.А. Ветлугиной:
1. показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
ü Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность.
ü Интерес к изобразительной деятельности.
ü Способность вхождения в изображаемый образ
2. показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:
ü Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.
ü Дополнения, изменения, преобразования знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения.
Другое по теме:
Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее р ...
Обучение Швеции
В Швеции более 30 высших учебных заведений, в том числе 10 университетов (семь из них государственные). Два самых древних университета находятся в Упсале (основан в 1477) и Лунде (основан в 1666). В 1995 в Упсальском университете обучались 18 тыс. студентов, в Лундском и столичном Стокгольмском – п ...
Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок
учебной деятельности
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строени ...