Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 6

Рассмотрение игровых технологий с необходимостью требует обращения к смысловому полю игры. Феномен игры чрезвычайно сложен, многообразен, однако определение игры как понятия, включающего субстанциальную, содержательную и функциональную ее сущность отсутствует. Известный голландский ученый Йохан Хейзинга под сущностью игры понимал «действие, протекающее в определенных границах времени, пространства и смысла в очевидном порядке, по добровольно принятым правилам, вне сферы полезности или необходимости…Действие игры приводит к радостности и разрядке».

Понятие «игры» является одним из наиболее емких и неопределенных: Российская педагогическая энциклопедия рассматривает игру и игровую деятельность как синонимичные понятия и определяет игру как «один из видов деятельности, характерных для человека и животных».

В психолого-педагогических определениях игры главным является фиксация ее специфики как особого вида деятельности. Так, Д.Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее ведущие характеристики, отмечает, что в игре воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. И далее: «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми». Д.Н. Узнадзе обращает внимание на игру, как форму психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Д.Н. Узнадзе справедливо утверждал, что в качестве содержания игры могут выступать:

собственно игровые действия;

учебные действия (решение задач);

общение (дискуссии, обсуждение вопросов);

трудовые действия (изготовление моделей) и другое.

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что игра — свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов"

Вместе с тем, игра, при всей ее специфичности, обладает характеристиками, общими для любой другой деятельности человека: целенаправленность, осознанность, предметность и преобразующая направленность. Для учителя особенно важно то обстоятельство, что в игре «подлинны чувства, желания, замыслы, реальны и вопросы, которые решаются» (С.Л. Рубинштейн). Огромное значение в теоретическом осмыслении игры как деятельности имеет классическая работа Л.С. Выготского “Игра и ее роль в психическом развитии ребенка”. Для образовательного процесса важно, что игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. В психологических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и другие) игра анализируется как самостоятельный вид деятельности. Г.П. Щедровицкий утверждает, что игра-это особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом.

И.С. Кон в игре видит обобщенную модель формирования человека, собирания своего «я», в игре идут процессы «самоопределения, самовыражения, самоутверждения и самореабилитации». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра как особый социокультурный конструкт общества может выполнять определенные социальные заказы.

Для игры как вида человеческой деятельности характерно следующее:

игра — вид непродуктивной и непроизводительной деятельности;

игра способна воссоздать другие виды человеческой деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Современная система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу
Профессор Цюрихского математического института Яков Трахтенберг в конце 40-х годов он организовал в Цюрихе свой Математический институт – единственное в своём роде учебное заведение, где дети и взрослые учились и переучивались считать по его методу, достигая поразительных успехов. С помощью своего ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru