Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 11

В структуре деловой игры выделяют два вида целей – игровые и педагогические; педагогические цели, в свою очередь, подразделяются на дидактические (цели усвоения учебного материала) и воспитательные (цели социального развития личности).

Технология деловых игр представляется достаточно сложной и предполагает серьезную и многоэтапную подготовку преподавателя, включающую:

— выбор объекта игры, моделей, сюжетной линии;

— предварительную проработку игрового процесса, адаптацию к особенностям студенческой группы;

— выбор и описание ролей;

— разработку приемов стимулирования студентов;

— подготовку необходимых блоков документации и других материалов.

Деловые игры, сочетая социальный и предметный контекст, моделируют профессиональную деятельность, воспроизводят системы многоплановых отношений в профессиональном сообществе. Включаясь в деловые игры, студенты обогащают свои представления о функциональных обязанностях учителя, условиях его деятельности. Участвуя в игре, студенты могут выполнять различные профессиональные роли и взаимодействовать друг с другом в зависимости от ролевых характеристик. Особенно важно, что участие в игре помогает осмыслить этические нормы профессии, получить опыт практического согласования целей на основе декларируемых ценностей.

Задавая в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности, она позволяет проиграть возможные варианты поведения, принятия решений, предполагаемые конфликты. Участие в деловых играх помогает освоить сферу субординационных отношений в коллективе и обществе, понять разнообразные барьеры, конфликты.

Вместе с тем деловая игра является также и знаково-контекстным типом обучения. В широком смысле деловая игра может быть определена как «знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же средствами – с помощью языков моделирования, имитации и связи, включая естественный язык» (А.А. Вербицкий). Нам представляется особенно важным уточнение, которое делает А.А. Вербицкий, подчеркивая, что в деловой игре «воссоздаются основные закономерности движения профессиональной ситуации и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций».

Деловая игра тесно связана с процессами игрового моделирования профессиональных ситуаций. Так, Левитес Д.Г. считает, что деловая игра представляет собой «педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп, принятию решений».

В высшем профессионально-педагогическом образовании особенно значимы

также ролевые (сюжетно-ролевые) игры. В процессе их реализации участники разыгрывают определенные профессиональные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Такие игры обычно вызывают повышенный интерес, но в то же время несколько сужают индивидуальное поле деятельности, ибо, избрав для себя определенную роль, участник обязан следовать определенному сценарию и, следовательно, в очень малой степени может быть самим собой. В то же время игры, как правило, просты и понятны, и в этом их несомненное преимущество.

Ряд авторов рассматривает сюжетно-ролевую игру как одну из модификаций деловых игр (кроме этого к модификациям относятся имитационные, операционные, ролевые, деловой театр-, психо- и социодрама). На наш взгляд, технологии ролевых и сюжетно-ролевых игр являются достаточно самостоятельными, имеют определенные отличия от технологий деловых игр.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений
Главная особенность математики как учебного предмета заключается в том, что уже на элементарных уровнях она оперирует процессами далеко идущего абстрагирования и с идеальными объектами, представляющими результаты такого абстрагирования. Она формирует и исследует структуры, строящиеся из таких объек ...

Дидактическая игра в педагогическом процессе
«Концепцией дошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) обозначены пути гуманизации воспитательно-образовательного процесса, который должен учитывать «…возрастные возможности психического развития дошкольников…и… соответствующий их возрасту вид деятельности…». Каждый период жиз ...

Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников
Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru