Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 11

В структуре деловой игры выделяют два вида целей – игровые и педагогические; педагогические цели, в свою очередь, подразделяются на дидактические (цели усвоения учебного материала) и воспитательные (цели социального развития личности).

Технология деловых игр представляется достаточно сложной и предполагает серьезную и многоэтапную подготовку преподавателя, включающую:

— выбор объекта игры, моделей, сюжетной линии;

— предварительную проработку игрового процесса, адаптацию к особенностям студенческой группы;

— выбор и описание ролей;

— разработку приемов стимулирования студентов;

— подготовку необходимых блоков документации и других материалов.

Деловые игры, сочетая социальный и предметный контекст, моделируют профессиональную деятельность, воспроизводят системы многоплановых отношений в профессиональном сообществе. Включаясь в деловые игры, студенты обогащают свои представления о функциональных обязанностях учителя, условиях его деятельности. Участвуя в игре, студенты могут выполнять различные профессиональные роли и взаимодействовать друг с другом в зависимости от ролевых характеристик. Особенно важно, что участие в игре помогает осмыслить этические нормы профессии, получить опыт практического согласования целей на основе декларируемых ценностей.

Задавая в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности, она позволяет проиграть возможные варианты поведения, принятия решений, предполагаемые конфликты. Участие в деловых играх помогает освоить сферу субординационных отношений в коллективе и обществе, понять разнообразные барьеры, конфликты.

Вместе с тем деловая игра является также и знаково-контекстным типом обучения. В широком смысле деловая игра может быть определена как «знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же средствами – с помощью языков моделирования, имитации и связи, включая естественный язык» (А.А. Вербицкий). Нам представляется особенно важным уточнение, которое делает А.А. Вербицкий, подчеркивая, что в деловой игре «воссоздаются основные закономерности движения профессиональной ситуации и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций».

Деловая игра тесно связана с процессами игрового моделирования профессиональных ситуаций. Так, Левитес Д.Г. считает, что деловая игра представляет собой «педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп, принятию решений».

В высшем профессионально-педагогическом образовании особенно значимы

также ролевые (сюжетно-ролевые) игры. В процессе их реализации участники разыгрывают определенные профессиональные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Такие игры обычно вызывают повышенный интерес, но в то же время несколько сужают индивидуальное поле деятельности, ибо, избрав для себя определенную роль, участник обязан следовать определенному сценарию и, следовательно, в очень малой степени может быть самим собой. В то же время игры, как правило, просты и понятны, и в этом их несомненное преимущество.

Ряд авторов рассматривает сюжетно-ролевую игру как одну из модификаций деловых игр (кроме этого к модификациям относятся имитационные, операционные, ролевые, деловой театр-, психо- и социодрама). На наш взгляд, технологии ролевых и сюжетно-ролевых игр являются достаточно самостоятельными, имеют определенные отличия от технологий деловых игр.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа ...

Особенности моторного и речевого развития детей с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Ни­китиной (1972), 1.71 на 1000 дет­ского населения. Мастюкова Е.М. ...

Вынужденные колебания
Рассмотрим синусоидальную периодическую силу с некоторой определённой частотой. Если эта сила приложена к механической системе, то система будет колебаться по синусоидальному закону с той же частотой. Совпадение частоты изменения силы с частотой колебательного процесса характерно для вынужденных ко ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru