Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 2

Технологический подход к образовательному процессу предусматривает направленное, поэтапное, инструментальное управление этим процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей. Эта междисциплинарная комплексная проблема активно разрабатывается как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Целесообразность технологического подхода к педагогической реальности обосновывается в трудах В.П. Беспалько, В.И. Боголюбовой, В.В. Гузеева, ТА. Ильиной, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М.Монахова, Т.С.Назаровой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, В.А.Сластенина, А.И. Умана, а также зарубежных исследователей (Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Н. Гронлунда, Р. Мейджера и других).

В наиболее общем виде под педагогической (образовательной) технологией понимается система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, и приводящая, с высокой долей вероятности, к намеченным результатам.

В иерархии образовательных технологий по масштабу их применения принято выделять четыре соподчиненных группы:

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (Например, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в Тульском регионе, технология воспитательной работы в ТГПУ им. Л.Н. Толстого и другие).

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровни) (Например, технология преподавания педагогической психологии, технология компенсирующего обучения).

3. Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса или технологии, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач (Например: диалоговые, задачные, тренинговые, компьютерные технологии, технологии усвоения, повторения или контроля знаний).

4. Микротехнологии ориентированы на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). (Например, технология формирования навыков письма, чтения, тренинговая технология по коррекции отдельных качеств индивида).

По масштабности применения игровые технологии могут быть отнесены, по нашему представлению, к мезотехнологиям (модульно-локальным) или к микротехнологиям, ориентированным на решение конкретных оперативных задач. Профессор Т.С. Назарова еще десять лет тому назад отмечала, что в зарубежной и отечественной научной литературе встречается свыше трехсот определений понятия «педагогическая технология». Поскольку число публикаций с каждым годом растет, то, естественно, увеличивается и количество определений, представленных различными авторами. По мнению М.В. Кларина, педагогическая технология - это системная совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов). Наряду с понятием педагогическая технология широко используются такие видовые категории как дидактическая, воспитательная и другие технологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Особенности изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...

Проблема разработки МПС в психолого–педагогической литературе
Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» И. Песталоцци, И. Герб ...

Методические разработки по теме: "Аммиак. Соли аммония"
Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru