Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 8

Ряд исследователей рассматривает педагогически организованную игру как форму «организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздает и моделирует опыт человеческой деятельности и общения» .

Дидактические игры имеют богатую историю, связанную с именами Ф. Фребеля, М. Монтессори, Р. Штайнера, О. Декроли и других. Игры, ориентированные на обучение детей письму, счету развивались в различных гуманистических системах. Если проследить эту тенденцию, можно заметить, что игры могли быть формой образовательного процесса, его методом, приемом, средством. Например, в педагогике Фребеля в игре дети получали представление о форме, величине, цвете предметов; в системе О. Декроли игры употреблялись как образовательное средство; в практике Потти и Хилл на первый план выступают аксессуары игры - материалы для конструирования и моделирования.

Особое значение приобретают игры для профессиональной и учебной деятельности (В.В. Петрусинский). Р. Штайнер подчеркивал, что «изучение игровой деятельности очень важно для педагогического искусства, она чрезвычайно многообразно связана с жизнью».

В педагогическом процессе игра выступает как педагогическое явление: как фактор социализации, как средство воспитания и коррекции, как форма организации деятельности, как метод обучения, как способ изменения положения индивида в группе сверстников. В процессе психического развития личности те или иные типы репродуктивной деятельности по мере их освоения свертываются и становятся основой различных видов продуктивной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенными признаками технологии — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Поэтому представляется вполне обоснованным и целесообразным применение понятия «игровые технологии» к педагогически организованным играм. Технологический подход к педагогически организованной игре позволит сделать эту категорию более однозначной, четкой, наметит границы и условия её применения.

Применение игровых технологий в педагогике высшей школы имеет достаточно длительную и противоречивую историю: деловая игра широко применялась в различных вузах и на промышленных предприятиях Москвы, Ленинграда, Харькова в начале 30-х годов 20 века, а ролевые и сюжетно-ролевые игры многопланово использовались в дидаскологии (20–е годы 20 века). Американская ассоциация управления еще в 1957 году ввела в учебный процесс подготовки менеджеров первую деловую игру. Деловые игры доказали свою высокую результативность и стали неотъемлемым элементом подготовки, повышения квалификации и аттестации руководящих, инженерно-технических и экономических кадров в США, Англии, Франции и других странах.

После длительного перерыва, обусловленного идеологическим запретом игровых технологий, понятие «технология игрового обучения» вновь вошло в педагогическую теорию и практику только в 70-80-е годы двадцатого столетия, что связано с процессами гуманизации и демократизации высшей и средней школы.

Особенности игровых технологий связаны с общими характеристиками технологий: постановка целей игры на диагностической основе; поэтапность, алгоритмизированность, воспроизводимость, определенная степень гарантированности результатов. Спектр конкретных игровых технологий, применяемых в высшей профессиональной школе, достаточно широк и включает дидактические, деловые, имитационные, ролевые и другие. Каждая модификация игры имеет свое целевое назначение, особенности организации, проведения и коррекции.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Методика работы с наглядностями на уроках истории
Рассмотрим некоторые из видов средств наглядных пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией. Знаток мелового рисунка B.C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В э ...

Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специально ...

Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет). Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя ми ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru