Серьезный момент в педагогической работе – связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения.
На уроках художественного труда целесообразно в каждом классе работу начинать с обработки бумаги, затем ткани и т.д.
Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи и композиции.
В практике принцип систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи – в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции – в порядке усложнения тематики, по художественному труду – в порядке усложнения формы. Усложнения научно-теоретического материала должно быть систематичным и последовательным.
Строя систему изложения учебного материала, педагог не только разбивает теоретический курс по классам, исходя из учебной программы, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, композиции) требуют разного по объему и содержанию изложения. Например, об основах композиции приходится говорить и в начальных классах, и в средних – говорить, по сути дела, об одном и том же, но в начальных классах в более элементарной форме, чем в пятых-шестых. Эта неизбежная повторяемость учебного материала иногда приводит к тому, что учитель начинает нарушать систему последовательного усложнения научно-теоретического материала. Чтобы избежать этого, педагогу следует наметить для себя, что нового он будет давать детям в каждом классе. Внутри каждой темы должна быть заложена своя последовательность, например в теме «Работа с бумагой и картоном» обработка бумаги осваивается в следующей последовательности: сгибание®сгибание и резание®сгибание, резание и склеивание®комплексные работы.
Объяснение материала на уроках художественного труда должно осуществляться от простого к сложному® от известного к неизвестному®от трудовых действий к приемам®от приемов к операциям®от операций к комплексным операциям.
Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обучения. Этот принцип в средней общеобразовательной школе имеет особое значение.
Принцип доступности обучения. Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей.
Чтобы привести сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.
Младшие школьники (7–10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае ведущую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с первой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности.
Первая форма анализа характерна для учащихся первых-вторых классов, вторая – для детей третьих-четвертых классов. Дети первого – третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нарисовать группы предметов (натюрморт).
Развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы.
Их тематические картины являются лишь рассказом, иллюстрацией того, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вводит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.
Другое по теме:
Анализ результатов экспериментальной работы по
развитию речи младших школьников
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагател ...
Вариативный подход в обучении химии
Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный мат ...
Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших
дошкольников
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, сп ...