Неотъемлемым компонентом УМК является также и рабочая тетрадь, предназначенная для активизации и систематизации материала. Но в отличие от учебника и книги для чтения, рабочая тетрадь не требует каких-либо усилий со стороны учителя – учащиеся в состоянии самостоятельно справиться с предложенными заданиями, поскольку рабочая тетрадь целиком строится на материале учебника: грамматический материал, письменная речь, чтение с последующим выполнением соответствующих упражнений.
В связи с тем, что чтение, как и аудирование, является рецептивным, реактивным и по форме протекания невыраженным внутренним видом речевой деятельности, то определенное место среди компонентов УМК занимает звуковое пособие, содержащее аудиокассеты с аутентичными текстами.
Вышеперечисленные компоненты УМК предназначены непосредственно для учащихся, а для работы над учебным процессом преподавателю может понадобиться книга для учителя, которая дает методические рекомендации по проведению уроков и описывает технологию видов работы, используемых в учебнике; но с отсутствием цели и задач к каждому уроку данные рекомендации носят обывательский характер, не связанный с методикой преподавания иностранного языка, т.к. не известен предполагаемый результат от наших действий (учитель соотносит рекомендации с поставленными на урок целью и задачами).
Таким образом, УМК В.П.Кузовлева по иностранному языку присущи следующие функции:
● обеспечивать дидактическое взаимодействие учителя и учащихся;
● выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранному языку, воссоздающей учебно-воспитательный процесс;
● в интегрированном виде представлять содержание обучения, предопределять процесс формирования иноязычных знаний;
● обеспечивать планирование и проведение уроков иностранного языка, осуществлять взаимодействие между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся;
● обладать достаточной вариативностью для использования в различных условиях обучения.
Поскольку упражнения учебника позволяют учителю производить необходимые изменения организационного плана при развитии того или иного умения, можно предположить, что аутентичные тексты будут наиболее оптимальны при совершенствовании навыков монологической речи в 6 классе (учитывая возрастные психологические особенности). В связи с этим был разработан констатирующий этап по применению аутентичных текстов при совершенствовании монологической речи, дающий представление о начальных знаниях учащихся применительно к обозначенной проблеме.
Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня сформированности монологической речи у учащихся 6 ''В'' у учащихся и 6 ''Б'' классов МОУ “СОШ №133”.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение нескольких практик в МОУ “СОШ №133”. Формой проведения констатирующего этапа стало составление монолога на основе прочитанного аутентичного текста (приложение 1). Данный метод контроля обеспечивает объективные показатели уровня сформированности навыков монологической речи. Задания были составлены на основе УМК В.П.Кузовлева для 6 класса средней общеобразовательной школы.
Критерии оценивания представлены на рисунке 1.
14 – 15 баллов – «отлично»
11 – 13 баллов - «хорошо»
8 – 10 баллов – «удовлетворительно»
5 – 7 баллов – «неудовлетворительно»
Рисунок 1
Содержание |
Речь |
Лексика |
Грамматика |
Произношение | ||||||||||
Цель общения успешно достигнута, тема раскрыта – 3 балла |
Цель достигнута, тема раскрыта не до конца – 2 балла |
Цель общения не достигнута, тема не раскрыта – 1 балл |
Способность логично, бегло и связно высказываться - 3 балла |
Речь не беглая, присутствуют паузы – 2 балла |
Неспособность логично и связно вести беседу – 1 балл |
Словарный запас адекватен поставленной задаче – 3 балла |
Наблюдаются затруднения при подборе слов – 2 балла |
Словарный запас ограничен – 1 балл |
Разнообразие грамматических структур, ошибок нет – 3 балла |
Допускают ошибки, не затрудняющие понимание – 2 балла |
Делают многочисленные ошибки – 1 балл |
Правильная интонация, фонематических ошибок нет – 3 балла |
Большинство звуков произносимых в потоке речи правильны – 2 балла |
Понимание речи затруднено – 1 балл |
Другое по теме:
Проблема разработки МПС в психолого–педагогической
литературе
Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» И. Песталоцци, И. Герб ...
Использование
вокальной методики М. Глинки на уроках Козловой М.Б
Козлова Мария Борисовна отмечает, что вокальные навыки необходимо воспитывать на первоначальном этапе. В своей работе она использует «концентрический» метод М. И. Глинки, который является фундаментом певческого воспитания детей. Сущность метода такова: · Развивать голос следует исходя из примарных, ...
Понятие дислексии
Дислексия (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанны ...