Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 1

XIX век привнёс в школьное историческое образование перемены. Всю школьную систему и содержание образования в этом столетии можно условно разделить на 4 периода. 1-й – с начала XIX в. до 1817 г. – период либеральных реформ; 2-й – с 1817 г. по сер. 1850 гг. – период реакции; 3-й-с сер. 1850-х до сер. 1860-х – короткий период реформ; 4-й – с сер. 1860-х до конца XIX века – период реакции. Уже сама внешняя картина периодизации говорит о нестабильности системы школьного исторического образования, о кратковременных поисках прогрессивных и либеральных путей развития, которые сменялись реакционными контрреформами. Положение в системе народного просвещения отражало, как в капле воды, всю государственную систему, переживавшую кризис феодально – крепостнического строя (до 1861 г.), а затем – неуверенную поступь первого шага российской государственности по пути к буржуазной монархии.

На первом этапе правительство Александра I осуществило упорядочение общеобразовательной системы: было создано в 1802 г. Министерство Народного просвещения «для воспитания юношества и распространения наук». Министерство объединило в своём ведомстве высшее, средние и нисшие учебные заведения, Академию наук, Академию художеств, типографии, цензуру. Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера, играло Главное управление училищ; оно состояло из назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Вся территория Российской империи была поделена на учебные округа. Основаны Казанский, Харьковский (1804 г.), Санкт-Петербургский (1819 г.) университеты – методические и административные центры образования.

В 1803 году были приняты «Предварительные правила Народного просвещения», а в 1804 году – «Университетский устав» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам и попечителям округов».

«Устав» положил начало организации государственной системы начального, среднего и высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народным образованием и подготовке учителей, усилил значение общеобразовательной школы в формировании кадров специалистов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Положительной стороной «Устава» 1804 г. явилось установление известной преемственности между приходскими, уездными училищами и гимназиями, объявление школы бессословной (декларативно, а не фактически – В.Т.), включение в учебный план широкого круга реальных знаний, в том числе исторических.

Школьное низшее образование базировалось на системе приходских и уездных училищ, учрежденных вместо прежних малых народных. В каждой губернии вместо главных народных училищ создавались уездные училища, предназначенные для образования купеческих, мещанских детей. В них наряду с другими предметами вводилась всеобщая и российская история. История преподавалась в училищах для детей канцелярских служителей, учрежденных в 1828 г. как закрытые учебные заведения для образования детей, способных к канцелярским должностям и к гражданской службе.

В церковно-приходских школах давались лишь начальные сведения по русской истории (до Александра I). Таким образом, во всех типах начальных учебных заведений история как учебный предмет входила в систему образования.

Структура общегражданских всесословных учебных заведений предусматривала начальные школы как подготовительную ступень к средним, а средние – к высшим (целью гимназий «Устав» 1804 г. определял подготовку к слушанью университетских курсов).

Наряду с этими учебными учреждениями существовал ряд специальных, сословно ограниченных школ, являвшихся частично средними или совмещавшими в себе тип среднего и высшего учебного заведения (благородные пансионы, лицеи).

В 1803 г. был создан центральный орган управления, в качестве которого определено Министерство народного просвещения: «Народное просвещение в Российской Империи составляет особую Государственную часть, вверенную Министру сего отделения, и под ведением распоряжаемую Главным Училищ Правлением».1 Тем самым был установлен государственный характер образования в России. Название Министерства было предложено самим Императором Александром 1, проявлявшим особое внимание к развитию образования. Однако здесь нужно отметить, что неуспешность попыток развития образования в России до создания Министерства многими историками XIX в. (С.Ф. Рождественский, Н.М. Карамзин и др.) связывалась именно с отсутствием в стране единого органа управления на государственном уровне, призванного осуществлять образовательную политику и разрабатывать мероприятия по созданию и укреплению образования как системы. Теперь же орган управления образованием был создан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Социология образования
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология образования является специальной теорией среднего уровня. Объект социологии образования - сфера образования как социальное явление; люди, их объ ...

История возникновения вышивки лентами
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Основная его цель - развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по: 1. Коррекции движений артикуляционного аппарата. 2. Развитию артикуляционного праксиса. 3. Развитию дыхательной и голосовой функций. 4. Коррекции произношением (постановка, дифференциация звуков). 5. Формирован ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru