Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 10

Д: Наверное звук, дойдя до доски ударился в неё, а затем отрикошетил к нам.

У: Совершено верно. Такое явление называется отражением. Итак, вы слышали музыку благодаря тому, что звук способен отражаться от препятствий. Даже когда я играю, стоя к вам лицом, вы слышите не одну звуковую волну, а несколько, (снова звучит музыка)

Сейчас вы слышали звуки не только идущие от скрипки, но и звуки, отражённые от потолка, пола, стен нашего кабинета, и даже от вас.

Д: А разве звук и от нас тоже отражается?

У: Да, но очень плохо. Вспомните, вы были на больших праздниках, среди толпы народа?

Д: Да, конечно были. Приходится очень громко говорить, чтобы тебя услышали.

У: А почему так происходит, никогда не задумывались?

Д: Нет.

У: Такое происходит потому, что человек, благодаря упругости своего организма очень хорошо поглощает звуковые колебания, поэтому на концертах используют аппаратуру для усиления звука.

Д: А как усиливали звук раньше, когда не было усилителей и динамиков?

У: Дело в том, что раньше залы были меньших размеров, и зрителей собиралось не так много, но были и исключения. Таким исключением является оперный театр в Италии – Ласкала. Он вмещает несколько тысяч человек, притом певцы и музыканты, выступающие в нём, не прибегают к современной технике и дополнительному усилению звука.

Д: Почему, разве зрители их слышат?

У: Слышат, и даже очень хорошо, это лучший оперный театр в мире, до сих пор архитекторы не могут создать подобного шедевра. Дело в том, что при постройке этого театра учитывалось способность звука отражаться. Поэтому постройка велась с учётом того, чтобы в каждой точке зала можно было одинаково хорошо слышать музыку.

Д: Да ведь это требует огромных усилий и множество расчётов.

У: Совершенно верно. При построении любого концертного зала проводят массу расчётов, учитывая размеры зала, материал обшивки стен, кресел, количество зрителей.

Д: А причём тут материал обшивки кресел и стен?

У: Притом, что отражение звука зависит от характеристик вещества, например его плотности.

Д: А, понятно. Т.е. всё зависит от упругости материала, более упругий материал лучше отражает звук.

У: Совершенно верно. Как тебе пришла в голову такая мысль?

Д: Да в боевиках постоянно вместо глушителя используют подушку.

У: Да, очень интересный пример. Действительно, мягкие, вещи, обладающие слабой упругостью хорошо поглощают звук. Вспомните свой дом. Лето на дворе, и вы как всегда белите стены. Сняли со стен ковры, убрали паласы, вынесли мягкую мебель.

Д: комната большая, даже эхо есть немного.

У: Слышно эхо? А что такое эхо?

Д: Ну то когда говоришь слово и через некоторое время слышишь его.

У: Т.е. эхо – это звук, отраженный от препятствия и вернувшийся к источнику звука.

Д: Значит, эхо возникает благодаря отражению звука? Здорово. А когда люди кричат в лесу, звук от чего отражается, от деревьев что ли?

У: Совершенно верно, в горах от самих гор, в колодце от воды и стенок колодца, в лесу от деревьев. Отражение звука часто применяется человеком в промышленности, судостроении, мореходстве. Самое распространенное применение отражения звука – это эхолокация. Корабль, идущий по морю посылает звуковой сигнал вглубь моря и улавливает его отражение. Учитывая скорость звука и время, за которое он вернулся, определяет глубину моря. Таким же способом находят подводные скалы, затонувшие суда и т.п.

Подведение итогов.

У: Итак, наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали о звуке.

Д: Мы узнали, что звук способен отражаться от препятствий, чем более упругий материал, ем сильнее он отражает звук, благодаря отражению звука мы можем слышать эхо. На способности звука отражаться от препятствий основана эхолокация.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя
Результатом эффективной подготовки выпускника педагогического вуза к использованию игровых технологий в будущей практической профессионально-педагогической деятельности должна стать его игровая компетентность. Понятие игровая компетентность является видовым относительно понятия профессионально-педа ...

Роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи
Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; дивиантно-деликвитный; образовательный. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социа ...

Государственный стандарт начального общего образования в России
В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу. Стандарт начального обра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru