Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 12

Д: Хлопали в ладоши спереди от меня.

У: Сними повязку.

Д: А как вы оказались сзади?

У: Я тут и стоял, и хлопал в ладоши, стоя за твоей спиной.

Д: Почему?

У: Дело в том, что трудно определить спереди или сзади от тебя раздаётся звук, но легко определить справа или слева источник звука. Всё дело в расположении ушей, они у нас расположены сбоку, поэтому мы легко можем определить справа или слева источник звука, когда же звук доносится спереди или сзади мы поворачиваем голову в сторону распространения звуковой волны, чтобы определить положение источника звука.

Кстати о звуке и его источниках. Что делать, если громкость звука очень мала и его почти не слышно?

Д: Для этого музыкальные инструменты подключают к усилителям, или усиливают звук при помощи резонаторов. Резонатором является корпус музыкального инструмента. Усиление звука происходит благодаря явлению резонанса. Резонанс – это резкое увеличение амплитуды колебаний при совпадении частоты колебаний внешней вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела. А если увеличивается амплитуда, то увеличивается и громкость звука.

У: Кстати насчёт громкости и интенсивности звука. Эти две характеристики влияют на уровень шума. Работа в течение длительного времени при шуме, превышающем 90-100 дБ, человек начинает терять слух, а дети, живущие в шумных районах и занимающиеся в классах с окнами на шумные улицы, менее дисциплинированны.

Сегодня вы упоминали о звуковом диапазоне. Он включает в себя звуки с частотами от 16 до 20000 Гц. А как называются звуки с другими частотами?

Д: Звуки с частотой выше 20000 Гц называются ультразвуком, звук с частотой меньше 16 Гц – инфразвуком.

У: Послушайте информацию о воздействии этих звуков. Инфразвуки обладают усыпляющим эффектом, что особенно опасно для водителей и пассажиров автомобилей и поездов. Звуки высокой частоты возбуждают человека и могут быть опасными. Звук, издаваемый сиреной с частотой свыше 100 кГц губителен для мелких животных и различных насекомых. Ультразвук используется в медицине для разрушения камней в почках, стерилизации оборудования: он способен убивать микроорганизмы и приостанавливать их развитие.

3. Подведение итогов. Домашнее задание.

У: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами обобщили изученный ранее материал по теме «Звуковые колебания и волны». Дома вам следует повторить материал, изученный нами в течение предыдущих уроков.

После изучения материала было проведено две контрольные работы на 15 минут, в форме физического диктанта. Первая через неделю после последнего урока, вторая через месяц после первой контрольной работы, для проверки долговременной памяти. Ниже представлены тексты контрольных работ и их результаты.

Контрольная работа №1.

Что такое звук?

Что называется источником звука? Приведите примеры.

От чего зависит частота колебаний источника звука?

Что такое амплитуда колебаний?

От чего зависит громкость звука? В каких единицах измеряется?

Что такое гармоники?

Какова скорость распространения звука в воздухе?

Какова скорость распространения звука в воде?

Почему после удара молоточком по камертону его звук постепенно становится всё тише и тише?

Что такое резонанс?

Каков диапазон слышимых человеком частот?

Какие звуки называют инфразвуком, какое воздействие они оказывают на человека?

Какие звуки называют ультразвуком, какое воздействие они оказывают на человека?

Интенсивность звука: определение, единицы измерения.

Какой уровень интенсивности является болевым порогом для человека?

Контрольная работа №2.

Что такое звук?

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Реализация аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Возьмем за основу введенные в пункте 1.3. аксиомы евклидовой геометрии и сравним с ними аксиомы, вводимые А. В. Погореловым, обращая внимание на порядок их введения. А. В. Погорелов начинает учебник со свойств принадлежности точек и прямых, аксиома 11 (хотя здесь А. В. Погорелов не называет это акс ...

Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...

Содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к этнической культуре
Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым. Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как соци ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru