Д: Хлопали в ладоши спереди от меня.
У: Сними повязку.
Д: А как вы оказались сзади?
У: Я тут и стоял, и хлопал в ладоши, стоя за твоей спиной.
Д: Почему?
У: Дело в том, что трудно определить спереди или сзади от тебя раздаётся звук, но легко определить справа или слева источник звука. Всё дело в расположении ушей, они у нас расположены сбоку, поэтому мы легко можем определить справа или слева источник звука, когда же звук доносится спереди или сзади мы поворачиваем голову в сторону распространения звуковой волны, чтобы определить положение источника звука.
Кстати о звуке и его источниках. Что делать, если громкость звука очень мала и его почти не слышно?
Д: Для этого музыкальные инструменты подключают к усилителям, или усиливают звук при помощи резонаторов. Резонатором является корпус музыкального инструмента. Усиление звука происходит благодаря явлению резонанса. Резонанс – это резкое увеличение амплитуды колебаний при совпадении частоты колебаний внешней вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела. А если увеличивается амплитуда, то увеличивается и громкость звука.
У: Кстати насчёт громкости и интенсивности звука. Эти две характеристики влияют на уровень шума. Работа в течение длительного времени при шуме, превышающем 90-100 дБ, человек начинает терять слух, а дети, живущие в шумных районах и занимающиеся в классах с окнами на шумные улицы, менее дисциплинированны.
Сегодня вы упоминали о звуковом диапазоне. Он включает в себя звуки с частотами от 16 до 20000 Гц. А как называются звуки с другими частотами?
Д: Звуки с частотой выше 20000 Гц называются ультразвуком, звук с частотой меньше 16 Гц – инфразвуком.
У: Послушайте информацию о воздействии этих звуков. Инфразвуки обладают усыпляющим эффектом, что особенно опасно для водителей и пассажиров автомобилей и поездов. Звуки высокой частоты возбуждают человека и могут быть опасными. Звук, издаваемый сиреной с частотой свыше 100 кГц губителен для мелких животных и различных насекомых. Ультразвук используется в медицине для разрушения камней в почках, стерилизации оборудования: он способен убивать микроорганизмы и приостанавливать их развитие.
3. Подведение итогов. Домашнее задание.
У: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами обобщили изученный ранее материал по теме «Звуковые колебания и волны». Дома вам следует повторить материал, изученный нами в течение предыдущих уроков.
После изучения материала было проведено две контрольные работы на 15 минут, в форме физического диктанта. Первая через неделю после последнего урока, вторая через месяц после первой контрольной работы, для проверки долговременной памяти. Ниже представлены тексты контрольных работ и их результаты.
Контрольная работа №1.
Что такое звук?
Что называется источником звука? Приведите примеры.
От чего зависит частота колебаний источника звука?
Что такое амплитуда колебаний?
От чего зависит громкость звука? В каких единицах измеряется?
Что такое гармоники?
Какова скорость распространения звука в воздухе?
Какова скорость распространения звука в воде?
Почему после удара молоточком по камертону его звук постепенно становится всё тише и тише?
Что такое резонанс?
Каков диапазон слышимых человеком частот?
Какие звуки называют инфразвуком, какое воздействие они оказывают на человека?
Какие звуки называют ультразвуком, какое воздействие они оказывают на человека?
Интенсивность звука: определение, единицы измерения.
Какой уровень интенсивности является болевым порогом для человека?
Контрольная работа №2.
Что такое звук?
Другое по теме:
Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существов ...
Игры и игровые формы занятий во внеклассной работе по математике
Игра составляет предмет исследования многих отраслей наук, имеющих дело частично или полностью с различными проявлениями человеческой деятельности. В отечественной педагогической и психологической литературе
игра рассматривается как специфический вид деятельности, наиболее значимый для развития дош ...
Уравнения колебания струны
Будем считать, что струна обладает постоянной линейной плотностью r и растянута силой натяжения P. Направление оси x выберем вдоль положения равновесия струны, через y обозначим поперечное отклонение в точке x в момент времени t. Предполагается, что угол наклона ¶y/¶x кривой, образованный струной в ...