Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 8

Воспитательная: формирование целостности научной картины мира на основе межпредметных связей.

Развивающая: развитие логического мышления при анализе эксперимента.

План.

Организационный момент.

Актуализация старых знаний.

Изучение нового материала.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

В начале урока звучит музыка.

У: Сегодня на уроке мы снова занимаемся изучением звуковых колебаний. Что мы узнали о звуке?

2. Актуализация старых знаний.

Д: Звук – это упругая волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения. Источником звука является любое колеблющееся тело. Звук имеет следующие характеристики: частота, тембр, гармоники, громкость, интенсивность.

Частота – это количество колебаний, совершённых в единицу времени.

Тембр – это музыкальная окраска звука, зависящая от числа гармоник.

Гармоники – это колебания, частота которых кратна основной частоте колебаний.

Интенсивность – это энергия звуковой волны, прошедшей за единицу времени через единицу площади некоторой поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны.

Также звук может резонировать.

Резонанс – это явление резкого возрастания амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела.

3. Изучение нового материала.

У: Правильно. Сегодня мы узнаем ещё немного о звуке. Начнём с определения источника звука. Повторите его.

Д: Источником звука является любое колеблющееся тело.

У: Хорошо. Тогда проведём эксперимент. Перед вами линейка, зажатая в тисках. Возбуждаем колебания, вы их слышите?

Д: Нет.

У: А теперь перед вами математический маятник. Возбуждаем колебания маятника. Сейчас вы слышите колебания?

Д: Нет. Значит не каждое колеблющееся тело является источником звука.

У: Но почему?

Д: Наверное, колебания очень тихие, нужен резонатор для увеличения амплитуды колебаний.

У: Здесь дело не в амплитуде колебаний. Давайте рассчитаем амплитуду колебаний математического маятника. Что для этого надо сделать?

Д: Надо засечь по часам, сколько времени затрачивает маятник, чтобы совершить одно полное колебание, это будет период колебаний, а затем найти частоту по формуле

n=1/T

У: А можно воспользоваться формулой для частоты математического маятника

n=1/2pÖl/g

где p=3.14, g= 9.8 м/с2 , а l=10 см, в нашем случае. Тогда получаем n=1.6 Гц. Почему же мы не слышим колебания с такой малой частотой. Дело в том, что человеческое ухо может воспринимать только звуки с частотами от 16 до 20000 Гц. Этот диапазон называется диапазоном слуховых частот. А теперь давайте уточним определение источника звука: источником звука является любое колеблющееся тело с частотой из диапазона слуховых частот. Откройте свои учебники на странице 62, где представлена шкала частот, слышимых человеком и различными животными. Как вы видите, наиболее широким диапазоном слышимых частот обладает дельфин от 40 до 200000 Гц. Но это не всё. Прежде всего, у каждого человека свой диапазон воспринимаемых частот. В большинстве случаев диапазон включает частоты от 20 до 16000 Гц, остальные частоты доставляют человеку ощущение дискомфорта, а иногда и болевые ощущения. Так, например, установлено, что звуки высокой частоты приводят к утомлению организма, а длительное воздействие таких звуков может привести к ухудшению слуха. Дело в том, что воздействие на барабанную перепонку складывается из частоты колебаний, громкости и интенсивности звука. Интенсивность звука возрастает при увеличении частоты колебаний, а это влияет на восприимчивость барабанной перепонки. При длительном воздействии звуков высокой частоты, барабанная перепонка становится менее гибкой и поэтому неспособна воспринимать тихие звуки.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Примеры клоуз-тестов, направленных на контроль уровня владения активной лексикой
Как известно, традиционные приемы проверки знаний, навыков и умений учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. Поиск эффективных форм контроля обусловил все возрастающий интерес к методу тестов. Тестирование как метод состоит из ...

Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения
С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование. Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась ...

Характеристика теоретических исследований
В силу обобщающего характера теоретического исследования все его методы имеют широкое поле применения, носят достаточно общий характер. Это методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания. Рассмотрим эти методы. Теоретическ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru