Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 6

У: Но на самом деле это не так. Хруст сухарей не такой уж громкий.

Д: А почему мы слышим его таким громким?

У: Давайте разберём эту ситуацию. Итак, звук распространяется за счёт сил упругости среды. Вспомните, каково расстояние между молекулами в газе и твёрдых веществах?

Д: В газе между молекулами очень большое расстояние, а в твёрдых телах расстояние между молекулами меньше размеров молекулы.

У: И что из этого следует?

Д: Т.е. силы упругости в твёрдых телах больше, чем в газах?

У: Совершенно верно. А так как распространение звука зависит от упругости среды, то и скорость его в твёрдых телах будет больше, чем в газах. Поэтому когда вы жуёте сухарь, вы слышите как он крошится у вас на зубах, но до других людей этот звук дойдёт лишь через некоторое время, и разумеется с потерями, т.е. он будет гораздо тише. Теперь нам осталось только выяснить чему равна скорость звука в различных средах. Впервые скорость звука в воздухе была измерена в 1636 году французским учёным М. Мерсенном. При температуре 200 С она составляла 343 м/с. Приближённо считается, что скорость звука в воздухе равна 300 м/с. Но на этом эксперименте люди не остановились, ведь скорость распространения звука зависит от упругости среды, а следовательно необходимо узнать, какова скорость звука в воде. И вот, в 1826 году, швейцарские учёные Ж. Колладон и Я. Штурм измерили скорость звука в воде. При температуре 80 С она составила 1440 м/с. Протекание этих экспериментов довольно подробно описано в ваших учебниках в § 25. в твёрдых телах скорость звука ещё больше, чем в жидкостях. Естественно у вас возникает вопрос: а зачем нам знать эти цифры?

Д: Действительно, они же не имеют никакой ценности для реальной жизни.

У: Неужели. Не спешите утверждать, послушайте отрывок из произведения Жуль Верна «Путешествие к центру Земли». Во время подземных странствий два путешественника – профессор и его племянник потеряли друг друга. Когда, наконец, им удалось издали обменяться голосами, между ними произошёл такой разговор:

«- Дядя! – крикнул я (рассказ ведёт племянник)

- Что дитя моё? – услышал я спустя некоторое время.

- Прежде всего, как далеко мы друг от друга?

- Это не трудно узнать. Ваш хронометр цел?

- Да.

- Возьмите его в руки. Произнесите моё имя и точно заметьте секунду, когда начнёте говорить. Я повторю имя, как только звук дойдёт до меня, и вы тоже заметьте момент, когда до вас дойдёт мой ответ. Тогда половина времени прошедшего между сигналами и ответом, покажет, сколько секунд употребляет звук, чтобы дойти до тебя. Ты готов?

- Да.

- Внимание! Я произношу твоё имя.

Я приложил ухо к стене. Как только слово «Аксель» достигло моего слуха, я немедленно повторил его и стал ждать.

- Сорок секунд, - сказал дядя, -следовательно, звук дошёл до меня в 20 секунд. А так как звук проходит в секунду одну треть километра, то это отвечает расстоянию почти в семь километров.»

Такой пример использования звука в качестве мерной ленты предлагает Жуль Верн. Теперь вы уверены, что скорость звука вам знать не надо?

Д: Теперь понятно, что эти знания нам могут пригодиться в жизни.

У: Хорошо, тогда следующий вопрос: кто из вас знает, что такое радио?

Д: Все знают.

У: Тогда послушайте следующую историю. Два приятеля решили послушать один концерт. Первый купил билет в концертный зал, а второй решил послушать прямую трансляцию этого концерта по радио у себя дома. Кто раньше услышит первые звуки концерта: человек, сидящий в зале, или человек слушающий радио у себя дома, за несколько километров от концертного зала?

Д: Конечно первым услышит звуки оркестра человек, сидящий в зале, потому, что звук преодолевает меньшее расстояние.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Цель, задачи, методика проведения исследования
Данная работа была проведена на базе МДОУ № 69 комбинированного вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 8 января по 14 февраля 2008 года. Цель нашего исследования: изучение фонетико – фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом. Задачи: 1. Обследоват ...

Комбинированный урок
Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подстру ...

Работа по коррекции дыхания
Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрыз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru