Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 6

У: Но на самом деле это не так. Хруст сухарей не такой уж громкий.

Д: А почему мы слышим его таким громким?

У: Давайте разберём эту ситуацию. Итак, звук распространяется за счёт сил упругости среды. Вспомните, каково расстояние между молекулами в газе и твёрдых веществах?

Д: В газе между молекулами очень большое расстояние, а в твёрдых телах расстояние между молекулами меньше размеров молекулы.

У: И что из этого следует?

Д: Т.е. силы упругости в твёрдых телах больше, чем в газах?

У: Совершенно верно. А так как распространение звука зависит от упругости среды, то и скорость его в твёрдых телах будет больше, чем в газах. Поэтому когда вы жуёте сухарь, вы слышите как он крошится у вас на зубах, но до других людей этот звук дойдёт лишь через некоторое время, и разумеется с потерями, т.е. он будет гораздо тише. Теперь нам осталось только выяснить чему равна скорость звука в различных средах. Впервые скорость звука в воздухе была измерена в 1636 году французским учёным М. Мерсенном. При температуре 200 С она составляла 343 м/с. Приближённо считается, что скорость звука в воздухе равна 300 м/с. Но на этом эксперименте люди не остановились, ведь скорость распространения звука зависит от упругости среды, а следовательно необходимо узнать, какова скорость звука в воде. И вот, в 1826 году, швейцарские учёные Ж. Колладон и Я. Штурм измерили скорость звука в воде. При температуре 80 С она составила 1440 м/с. Протекание этих экспериментов довольно подробно описано в ваших учебниках в § 25. в твёрдых телах скорость звука ещё больше, чем в жидкостях. Естественно у вас возникает вопрос: а зачем нам знать эти цифры?

Д: Действительно, они же не имеют никакой ценности для реальной жизни.

У: Неужели. Не спешите утверждать, послушайте отрывок из произведения Жуль Верна «Путешествие к центру Земли». Во время подземных странствий два путешественника – профессор и его племянник потеряли друг друга. Когда, наконец, им удалось издали обменяться голосами, между ними произошёл такой разговор:

«- Дядя! – крикнул я (рассказ ведёт племянник)

- Что дитя моё? – услышал я спустя некоторое время.

- Прежде всего, как далеко мы друг от друга?

- Это не трудно узнать. Ваш хронометр цел?

- Да.

- Возьмите его в руки. Произнесите моё имя и точно заметьте секунду, когда начнёте говорить. Я повторю имя, как только звук дойдёт до меня, и вы тоже заметьте момент, когда до вас дойдёт мой ответ. Тогда половина времени прошедшего между сигналами и ответом, покажет, сколько секунд употребляет звук, чтобы дойти до тебя. Ты готов?

- Да.

- Внимание! Я произношу твоё имя.

Я приложил ухо к стене. Как только слово «Аксель» достигло моего слуха, я немедленно повторил его и стал ждать.

- Сорок секунд, - сказал дядя, -следовательно, звук дошёл до меня в 20 секунд. А так как звук проходит в секунду одну треть километра, то это отвечает расстоянию почти в семь километров.»

Такой пример использования звука в качестве мерной ленты предлагает Жуль Верн. Теперь вы уверены, что скорость звука вам знать не надо?

Д: Теперь понятно, что эти знания нам могут пригодиться в жизни.

У: Хорошо, тогда следующий вопрос: кто из вас знает, что такое радио?

Д: Все знают.

У: Тогда послушайте следующую историю. Два приятеля решили послушать один концерт. Первый купил билет в концертный зал, а второй решил послушать прямую трансляцию этого концерта по радио у себя дома. Кто раньше услышит первые звуки концерта: человек, сидящий в зале, или человек слушающий радио у себя дома, за несколько километров от концертного зала?

Д: Конечно первым услышит звуки оркестра человек, сидящий в зале, потому, что звук преодолевает меньшее расстояние.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Внешкольное воспитание в античные времена
Как известно, античное общество обладало высоким уровнем культуры, несмотря на условия классовости. Высокий культурный уровень, в свою очередь, базировался на всеобщей грамотности. Многие задаются вопросом, почему же в древней Греции было так и не иначе, если обучение было сословное? Ответом на воп ...

Технология коррекции голоса
И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии: 1. Нормализация тембра. 2. Развитие природных голосовых данных детей. 3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата. 4. Воспитание навыков правильного голо ...

Факторы наглядности обучения
1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. 2. Познавательный процесс требует включения в овла ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru