Педагогика и воспитание » Проблема манипуляции в педагогической деятельности » Мишени воздействия

Мишени воздействия

Страница 1

Наиболее психологичной темой, несомненно, является проблема мишеней манипулятивного воздействия.

В литературе посвященной манипулятивным технологиям, пишет в своей статье Лепский В. Е., обличению часто подвергается тот факт, что воздействие строится в расчете на низ­менные влечения человека или его агрессивные чувства. Такими могут быть, например, секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас (него), неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т. п. Отмечается, что, как правило, ма­нипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т. п.

Логика манипуляторов при этом очевидна и закономерность просматривается однозначно: чем шире аудитория, на которую требуется оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые мишени. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможна тогда, когда организатору воздействия известны специфические каче­ства интересующего его слоя населения или группы людей. Соответственно, чем уже пред­полагаемая аудитория, тем точнее должна быть подстройка под ее особенности. В случаях, когда такая подстройка по каким-либо причинам не производится (дорого, некогда), в ходу снова оказываются универсальные побудители." гордость, стремление к удовольствию, ком­форту, желание иметь семейный уют, продвижение по службе, известность — вполне дос­тупные и понятные большинству людей ценности. Если же при этом что-то не срабатывает, то это можно рассматривать как неизбежную плату за первоначальную экономию.

Более "продвинутые" способы манипулирования предполагают предварительное изготов­ление мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании или в представлениях от­дельного конкретного человека, с тем, чтобы можно было к ним затем адресоваться.

Особо следует выделить мотив роботоподобности, состоящий в том, по мнению В. П. Шейнова, что люди — объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток, управляемых власть имущими с помощью «ниточек» — средств массовой информации. На социально-ролевом уровне обсуждается зависимость подчиненных от давления организации, превращение служащих в . служащих (от слова "слуга"). На межличностном уровне внима­ние привлекается к существованию запрограммированных действий в ответ на те или иные влияния со стороны партнеров по общению.

Кроме использования "готовых к употреблению" программ стереотипного поведения, автор указывает на усилия манипуляторов по унификации способов мышления, оценки и реа­гирования больших масс людей. Такое программирование является общим местом для всех типов общественного устройства и выглядит всеобщим правилом и даже законом человече­ского сосуществования. В результате такие усилия ведут к деиндивидуализации и деперсо-нификации людей, превращению их в податливых объектов манипулирования (не случайно термин "объекты" чаще всего и употребляется при анализе подобных явлений).

Из статьи в интернете (www.psycho.tpi.ac.ru) следует выделить такой подпункт как «Подго­товительные старания манипулятора». Подобно тому, как общие предпосылки манипуляции складываются заблаговременно, конкретное манипулятивное событие также имеет некото­рую предысторию своего разворачивания. В той или иной степени каждая манипулятивная попытка предполагает хотя бы элементы планирования, которые выливаются как в действия по подстройке к особенностям ситуации и / или адресата воздействия, так и в попытках ор­ганизовать ситуацию и подготовить адресата.

Контекстуальное оформление.

Организация или подбор условий взаимодействия заключается в том, чтобы проконтроли­ровать «внешние» переменные ситуации взаимодействия, физическое окружение, культур­ный контекст, социальный контекст.

Физические условия - особенности окружения? определяющие обстановку ("декорация"), в которой протекает общение: место действия, сенсорная палитра, интерьер.

Культурный фон - особенности ситуации общения, определяемые культурными источни­ками: язык, на котором разговаривают люди, насколько хорошо собеседники им владеют, национальные и местные традиции, культурные нормы, регулирующие способы согласова­ния людьми своих действий; стереотипы восприятия и стратегии вынесения суждений, су­щественные предрассудки.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников в средней группе, необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приё ...

Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляц ...

Основные направления подготовки будущих педагогов в области разработки и использования учебных курсов в дистанционном обучении
Каждый педагог дистанционного образования разрабатывает дистанционные курсы, обычно созданием таких электронных средств обучения (ЭСО) занимается группа специалистов, каждый из которых выполняет только свою часть работы (см. рис. 1): специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов; консультан ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru