Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 1

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей речевого развития у детей с нарушениями зрения.

Задачи:

1) провести комплексное обследование речи детей 6-ти лет с ОНР с нарушениями зрения и их сверстников с нормальным зрением;

2) провести сравнительное изучение результатов обследования речи дошкольников с нарушениями зрения и с нормальным зрением.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №27 г.Мытищи.

Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 10 детей в возрасте 6-ти лет (старшая логопедическая группа "Ромашка"). Первую группу испытуемых составили 5 детей с нарушением зрения (экспериментальная группа-1); во вторую группу вошли 5 детей с с нормальным зрением (экспериментальная группа-2).

Список детей экспериментальной группы-1 (ЭГ-1):

1. Анна Д.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- врожденная анизаметропическая миопия высокой степени, амблиопия высокой степени

2. Кирилл В.

- ОНР III уровня, дизартрия;

- сходящееся, содружественное косоглазие, дальнозоркость и амблиопия высокой степени

3. Семен В.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- гиперметропия 3 степени, сложный гипертрофический астигматизм, амблиопия 3 степени

4. Александр Т.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- дальнозоркость высокой степени, сходящееся косоглазие, амблиопия высокой степени

5. Элина Ш.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- двустороннее сходящееся альтернирующее косоглазие, миопия средней степени

Список детей экспериментальной группы-2 (ЭГ-2):

1. Мария В. — ОНР III уровня;

2. Максим В. — ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

3. Алексей К. — ОНР III уровня, дизартрия;

4. Ангелина Н. — ОНР III уровня;

5. Владимир О. — ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии.

Организация констатирующего исследования включала два этапа.

На первом этапе был проведен анализ анамнестических данных детей экспериментальных групп.

На втором этапе констатирующего исследования было проведено непосредственное изучение особенностей речи у дошкольников с ОНР с нормальным и нарушенным зрением.

Программа и результаты констатирующего эксперимента

Констатирующее исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе был проведен анализ анамнестических данных детей экспериментальных групп. Изучение анамнеза детей ЭГ-1 показало, что у 60% матерей во время беременности наблюдались обострения хронических заболеваний; все матери перенесли ОРВИ; у всех матерей наблюдался токсикоз в I триместре беременности; 20% матерей перенесли поздний токсикоз беременных; у 40% матерей беременность проходила с угрозой прерывания.

Особенности течения родов: стремительные или затяжные роды — 40%; роды в асфиксии — 40%; кесарево сечение — 40%; преждевременные роды — 20%.

Соматическое состояние всех обследуемых детей данной группы ослабленное; 60% детей относятся к группе часто болеющих детей (ЧБД).

Раннее психомоторное развитие у всех детей протекало с задержкой.

У всех детей наблюдалась задержка речевого развития. Раннее речевое развитие детей характеризовалось своевременным появлением гуления и лепета, но наблюдалась задержка появления у них первых слов (к двум годам) и фразовой речи (к трем годам).

Интеллектуальное развитие дошкольников экспериментальной группы, согласно заключению психоневролога, соответствует норме.

Дети из ЭГ-1 имеют III группу здоровья. Все дети группы состоят на учете у офтальмолога, 20% — у гастроэнтеролога, у нефролога — 20%, 40% — у отоларинголога, 20% — у хирурга.

Согласно заключению ПМПК речевой статус детей: ОНР, III уровень речевого развития.

Изучение анамнеза детей ЭГ-2 показало, что у 20% матерей во время беременности наблюдались обострения хронических заболеваний; 60% матерей перенесли ОРВИ; у 80% матерей наблюдался токсикоз в I триместре беременности; у 20% матерей беременность проходила с угрозой прерывания.

Особенности течения родов: стремительные или затяжные роды — 40%; кесарево сечение — 20%; роды в срок, патологии не выявлено — 40%.

Соматическое состояние всех обследуемых детей данной группы ослабленное; 40% детей относятся к группе часто болеющих детей (ЧБД).

Раннее психомоторное развитие у 60% детей соответствовало возрастной норме, у 40% детей протекало с задержкой.

У всех детей наблюдалась задержка речевого развития. Раннее речевое развитие детей характеризовалось своевременным появлением гуления и лепета, но наблюдалась задержка появления у них первых слов (к двум годам) и фразовой речи (к трем годам).

Интеллектуальное развитие дошкольников экспериментальной группы, согласно заключению психоневролога, соответствует норме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Особенности общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметных действий
Предметные действия – исторически сложившиеся, закреплённые за определёнными предметами общественные способы их употребления. Имеются в виду все действия с предметами, т.е. как усвоение действий с предметами обихода (чашка, ложка и т.п.), так и действия с игрушками. Носителями предметных действий я ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание ...

Умственная отсталость и причины ее возникновения
Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей отклонений в развитии — врожденные и приобретенные. Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде — интоксикации, травм, нарушений питания и т.п. Они ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru