Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 1

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей речевого развития у детей с нарушениями зрения.

Задачи:

1) провести комплексное обследование речи детей 6-ти лет с ОНР с нарушениями зрения и их сверстников с нормальным зрением;

2) провести сравнительное изучение результатов обследования речи дошкольников с нарушениями зрения и с нормальным зрением.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №27 г.Мытищи.

Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 10 детей в возрасте 6-ти лет (старшая логопедическая группа "Ромашка"). Первую группу испытуемых составили 5 детей с нарушением зрения (экспериментальная группа-1); во вторую группу вошли 5 детей с с нормальным зрением (экспериментальная группа-2).

Список детей экспериментальной группы-1 (ЭГ-1):

1. Анна Д.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- врожденная анизаметропическая миопия высокой степени, амблиопия высокой степени

2. Кирилл В.

- ОНР III уровня, дизартрия;

- сходящееся, содружественное косоглазие, дальнозоркость и амблиопия высокой степени

3. Семен В.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- гиперметропия 3 степени, сложный гипертрофический астигматизм, амблиопия 3 степени

4. Александр Т.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- дальнозоркость высокой степени, сходящееся косоглазие, амблиопия высокой степени

5. Элина Ш.

- ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

- двустороннее сходящееся альтернирующее косоглазие, миопия средней степени

Список детей экспериментальной группы-2 (ЭГ-2):

1. Мария В. — ОНР III уровня;

2. Максим В. — ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии;

3. Алексей К. — ОНР III уровня, дизартрия;

4. Ангелина Н. — ОНР III уровня;

5. Владимир О. — ОНР III уровня, стёртая форма дизартрии.

Организация констатирующего исследования включала два этапа.

На первом этапе был проведен анализ анамнестических данных детей экспериментальных групп.

На втором этапе констатирующего исследования было проведено непосредственное изучение особенностей речи у дошкольников с ОНР с нормальным и нарушенным зрением.

Программа и результаты констатирующего эксперимента

Констатирующее исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе был проведен анализ анамнестических данных детей экспериментальных групп. Изучение анамнеза детей ЭГ-1 показало, что у 60% матерей во время беременности наблюдались обострения хронических заболеваний; все матери перенесли ОРВИ; у всех матерей наблюдался токсикоз в I триместре беременности; 20% матерей перенесли поздний токсикоз беременных; у 40% матерей беременность проходила с угрозой прерывания.

Особенности течения родов: стремительные или затяжные роды — 40%; роды в асфиксии — 40%; кесарево сечение — 40%; преждевременные роды — 20%.

Соматическое состояние всех обследуемых детей данной группы ослабленное; 60% детей относятся к группе часто болеющих детей (ЧБД).

Раннее психомоторное развитие у всех детей протекало с задержкой.

У всех детей наблюдалась задержка речевого развития. Раннее речевое развитие детей характеризовалось своевременным появлением гуления и лепета, но наблюдалась задержка появления у них первых слов (к двум годам) и фразовой речи (к трем годам).

Интеллектуальное развитие дошкольников экспериментальной группы, согласно заключению психоневролога, соответствует норме.

Дети из ЭГ-1 имеют III группу здоровья. Все дети группы состоят на учете у офтальмолога, 20% — у гастроэнтеролога, у нефролога — 20%, 40% — у отоларинголога, 20% — у хирурга.

Согласно заключению ПМПК речевой статус детей: ОНР, III уровень речевого развития.

Изучение анамнеза детей ЭГ-2 показало, что у 20% матерей во время беременности наблюдались обострения хронических заболеваний; 60% матерей перенесли ОРВИ; у 80% матерей наблюдался токсикоз в I триместре беременности; у 20% матерей беременность проходила с угрозой прерывания.

Особенности течения родов: стремительные или затяжные роды — 40%; кесарево сечение — 20%; роды в срок, патологии не выявлено — 40%.

Соматическое состояние всех обследуемых детей данной группы ослабленное; 40% детей относятся к группе часто болеющих детей (ЧБД).

Раннее психомоторное развитие у 60% детей соответствовало возрастной норме, у 40% детей протекало с задержкой.

У всех детей наблюдалась задержка речевого развития. Раннее речевое развитие детей характеризовалось своевременным появлением гуления и лепета, но наблюдалась задержка появления у них первых слов (к двум годам) и фразовой речи (к трем годам).

Интеллектуальное развитие дошкольников экспериментальной группы, согласно заключению психоневролога, соответствует норме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Экспериментальное исследование особенностей эстетического воспитания дошкольников
Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы: 1. Методы и приемы формирования элементов эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т.д. Например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т.д. 2. При испол ...

Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего ...

Диагностика физической подготовленности
Умение контролировать уровень достигнутых ребенком результатов – необходимое условие грамотного процесса физического воспитания. Каждому человеку, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными приемами, (тестами), позволяющими судить об уровне развития, состояния здоровья и физическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru