Педагогика и воспитание » Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию » Организация домашней учебной работы

Организация домашней учебной работы

Страница 1

Один из видов самостоятельной работы – домашняя работа. Ее главная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, на лето и внеурочная, внеклассная деятельность по предмету (кружки, факультативы, экскурсии, консультации). Необходимо побуждать старшеклассников читать книги, дополнительную литературу и т.п. Эта работа выполняет ряд функций:

1) закрепление ЗУН, полученных на уроках;

2) расширение и углубление учебного материала;

3) формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

4) развитие самостоятельности мышления;

5) выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий, открыток, иллюстраций, газетных, журнальных вырезок, статистические данные и т.п. для изучения новых тем на уроках.

По мнению А.К. Громцевой, домашняя работа является тем следующим звеном, которое объединяет обучение и самообразование, способствуя тем самым созданию единой системы подготовки школьника к самообразованию. Приведем некоторые черты сходств между домашней работой и самообразовательной деятельностью выделенные А.К. Громцевой:

- и в той и другой деятельности особенно ярко отражаются интересы, склонности, отношения учащихся к учению, полнее удовлетворяются запросы личности;

- домашняя учебная работа также как и самостоятельная организуется учеником самостоятельно с учетом уровня своих знаний;

- увеличивается доля самостоятельной организации своего учения в домашней работе по сравнению с классной. Учащийся сам определяет операционную сторону своего познания, имеет возможность прибегать к более рациональным приемам, что обуславливает более высокую культуру умственного труда;

- как в домашней работе, так и в самообразовании ученик прибегает к самоконтролю. При этом важно, что учащиеся используют разнообразные его формы: пересказ, выполнение упражнений на применение усвоенной теории, составление плана, ответы на вопросы, вычленение ведущих идей и т.д. В этой форме они учатся использовать формы самоконтроля адекватно образовательной цели. Но, отмечая черты сходств, А.К. Громцева говорит о том, что нужно помнить: "Домашняя учебная работа - обязательный вид работы, ее содержание, объем, и виды определяются учителем. Она им контролируется и оценивается, включается в его систему работы, что дает возможность совершенствовать этот вид деятельности. Управление домашней работой - важный резерв для учителя в плане подготовки школьника к самообразованию".

При отрицательном отношении учащегося к домашним заданиям они могут, наоборот, сформировать нежелательные качества личности: безответственность, небрежность, неорганизованность, жесткий стереотип несовершенных приемов работы. В итоге, домашние задания, вместо того, чтобы формировать готовность к самообразованию и помогать школьнику, включаться в него, наоборот, могут приходить в полное противоречие с самообразованием, затрудняя, а то и совсем изменяя его. Поэтому в современных условиях, когда школа перестала быть единственным фактором духовного обогащения личности, домашняя учебная работа должна терять свой сугубо академический характер. В ее задачу должно входить не только закрепление и совершенствование более широких потребностей развивающейся личности. Отвечая, глубинным интересам духовного мира школьника, домашняя учебная работа призвана определить основную направленность его свободного времени, обогащая содержательную ее сторону. Реализация этого требования по отношению к домашним учебным занятиям будет возможна лишь при условии их гибкости, вариативности, при ликвидации жесткой регламентации этого вида деятельности. Гибкость и вариативность домашних учебных заданий дадут возможность учащимся строить домашнюю учебную работу с учетом своих интересов и потребностей, активизировать свою позицию в этом виде деятельности, дает возможность более самостоятельно "строить" свое образование.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Содержание, формы и методы обучения в братских школах
Уч. заведения, существовавшие в 16—18 вв. при братствах, нац.-религ. обществ, объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литов. гос-ва). Высоким уровнем преподавания отличались Б. ш. во Львове (ок. 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617), Могилёве (15 ...

Роль операций вероятностного прогнозирования в процессе чтения
Для обозначения и раскрытия роли вероятностного прогнозирования в процессе чтения, стоит для начала раскрыть само понятие чтения, как процесса. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, ...

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru