Новая педагогика » Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР » Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников

Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников

Страница 1

Подготовка руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, что связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе. С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина считают, что развитию мелкой моторики у детей дошкольников будут способствовать следующие упражнения и задания:

запускание пальцами мелких волчков;

разминание пальцами пластилина, глины;

катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, шариков;

сжимание и разжимание кулачков, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

двумя пальцами руки (указательным и средним) «Ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит. Упражнение проводятся сначала правой, а потом левой рукой;

показать отдельно только палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;

барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

махать в воздухе только пальцами;

кистями рук делать «фонарики»;

хлопать в ладоши тихо и громко, разном темпе;

собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку (леску);

завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;

застегивание пуговицы, крючков, молний, замочков, закручивание крышки, завод механических игрушек ключиками;

игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

складывание матрешек;

рисование в воздухе;

игры с песком, водой;

мять руками поролоновые шарики, губку;

шить, вязать на спицах;

рисовать, раскрашивать, штриховать;

резать ножницами;

рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее)

По мнению О.С. Бот, М.М. Кольцовой, для формирования тонких движений пальцев рук, могут быть успешно использованы игры с пальчиками сопровождаемые чтением народных стихов и потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание текста, учат улавливать ритм речи, повышают работоспособность и внимание, являются прекрасным материалом для обучения детей разговорной речи.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры широко представлены в работах С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, А. Бейлиной, Т.А. Ткаченко, И.Е. Светловой и других авторов.

Светлова Е. И. считает, что теневой театр поможет детям в умении владеть своими пальчиками. При помощи рук дети могут изображать птиц, животных, насекомых и вести между ними диалоги. Для проведения теневых игр необходим экран и источник света (торшер, настольная лампа). Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5-2 метра от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...

Включенность личности в коллектив
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию. В социальной п ...

Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ
Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкуре ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru