Новая педагогика » Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР » Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников

Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников

Страница 1

Подготовка руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, что связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе. С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина считают, что развитию мелкой моторики у детей дошкольников будут способствовать следующие упражнения и задания:

запускание пальцами мелких волчков;

разминание пальцами пластилина, глины;

катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, шариков;

сжимание и разжимание кулачков, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

двумя пальцами руки (указательным и средним) «Ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит. Упражнение проводятся сначала правой, а потом левой рукой;

показать отдельно только палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;

барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

махать в воздухе только пальцами;

кистями рук делать «фонарики»;

хлопать в ладоши тихо и громко, разном темпе;

собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку (леску);

завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;

застегивание пуговицы, крючков, молний, замочков, закручивание крышки, завод механических игрушек ключиками;

игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

складывание матрешек;

рисование в воздухе;

игры с песком, водой;

мять руками поролоновые шарики, губку;

шить, вязать на спицах;

рисовать, раскрашивать, штриховать;

резать ножницами;

рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее)

По мнению О.С. Бот, М.М. Кольцовой, для формирования тонких движений пальцев рук, могут быть успешно использованы игры с пальчиками сопровождаемые чтением народных стихов и потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание текста, учат улавливать ритм речи, повышают работоспособность и внимание, являются прекрасным материалом для обучения детей разговорной речи.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры широко представлены в работах С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, А. Бейлиной, Т.А. Ткаченко, И.Е. Светловой и других авторов.

Светлова Е. И. считает, что теневой театр поможет детям в умении владеть своими пальчиками. При помощи рук дети могут изображать птиц, животных, насекомых и вести между ними диалоги. Для проведения теневых игр необходим экран и источник света (торшер, настольная лампа). Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5-2 метра от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциона ...

Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...

Особенности двигательного развития детей
Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru