Педагогика и воспитание » Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения » Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Страница 5

Таблица 5.

Сравнение средних показателей для различных групп детей

Результаты

Группа детей

Ответы первого уровня

Ответы второго уровня

Ответы третьего уровня

Зрячие дети

65

20

15

Слабовидящие дети

52

41

7

Слепые дети

88

9

3

У детей с нормальным зрением наблюдается сильный разброс в уровнях ответов – от абсолютного непонимания и неумения выразись свою мысль («Добро – это утро, день»), до вполне осознанных, грамотно сформулированных ответов («Добро – это хорошее качество человека, когда люди помогают друг другу»).

Уровень духовно-нравственного развития слабовидящих детей можно охарактеризовать следующим образом:

1. Несформированность даже основных нравственных категорий, обязательных для младшего школьного возраста, таких как «дружба», «добро», «мудрость» и др. Причем чаще их представления не просто искажены, а отсутствуют совсем.

2. Большое количество циклов в определениях понятий («Добро – это когда человек добрый», «мудрость – это когда человек мудрый», «Милосердие – это милое сердце») указывает на поверхностное восприятие, нежелание вникнуть в суть, на низкий уровень претензий к своей личности, к самовыражению.

3. Неумение сформулировать собственные мысли («Добро – это уважает других людей»)

4. В определениях нет четкости, в большинстве ответов качества и чувства заменены объектом или действием («Зло – это, например злые ковбои бьют лошадей», «Милосердие – это когда кролик или кто-то другой милосерден», «Справедливость – это человек который справедливый»)

5. Низкий уровень осознанности, который проявляется как в некорректных ответах, так и в завышенной самооценке, в неадекватных представлениях о собственных возможностях и способностях.

В ответах слепых детей также можно выделить ряд особенностей:

1. Явное проявление вербализации. Большинство примеров, приводимых слепыми детьми, взяты не из собственного опыта, а из книг, рассказов взрослых, часто используются крылатые выражения («Счастье – это когда кончилась война», «Зло – это когда шел человек, увидел быка, подошел и оборвал рога»)

2. Несмотря на сильную вербализацию, наблюдается большая осознанность в понимании нравственных категорий, чем у слабовидящих и даже зрячих детей, что выражается в большом количестве корректных примеров, в попытках анализа и установления связей между предложенными категориями («Добро – противоположность злу», «Вина – осознание своей неправоты»).

3. Грамотная формулировка ответов («Добро – качество человека …», «Вина – чувство человека …»)

4. В отличие от слабовидящих, отвечая на предложенные вопросы, слепые дети ведут себя очень скромно и неуверенно

5. Свои ответы дети сопровождали комментариями, которые позволяют утверждать, что, несмотря на достаточно высокий уровень развития, как в нравственном, так и в интеллектуальном отношении, слепые дети проявляют негативные эмоциональные настроения (страх перед неизвестным; утверждения, что все положительные качества не присущи зрячим людям, кроме мамы; и поэтому невозможно достигнуть желаемого в будущем), что, в свою очередь также оказывает влияние на дальнейшее формирование духовно-нравственных качеств этих детей.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтверждают идеи Литвака А.Г. и др. о независимости духовно-нравственного развития от времени возникновения и глубины патологии зрения.

Выявленные особенности духовно-нравственного развития детей с различными нарушениями зрения, по сравнению с нормально видящими детьми, позволяют сформулировать ряд методических рекомендаций для учителей начальных классов по дальнейшему развитию и коррекции нравственных качеств у таких детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Упражнения для подготовки ролевой игры
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящий для своего класса в зависимости от опыта учащихся. Для неуверенных в себе учеников можно использовать «разогревающее» пантомимического характера упражнения для того, чтобы ученики могли почу ...

Диалог культур
Цель тренинга – продвижение идей толерантности среди российской молодежи. Основные задачи: Расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия; Формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном ...

Развитие воображения у детей
Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru