Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ

Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ

Страница 1

В 80-х гг. прошлого века явно обострилось несоответствие между результатами, которые давало образование и насущными потребностями времени. На путях поиска альтернативы массовому традиционному образованию сложились современные дидактические системы и авторские школы. В.А. Сластенин так определяет эти понятия: авторская школа - это творческое воплощение одной или нескольких идей ("опережающее обучение", комментирование - С.Н. Лысенкова; "опорные сигналы" - В.Ф. Шаталов); дидактическая система - построение всего педагогического процесса на основе оригинальной концепции (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Эрдниев и др.).

Одна из распространенных дидактических систем - это развивающее обучение, которое базируется на понятии "зоны ближайшего развития" советского психолога Л.С. Выготского. Развивающее обучение сместило образовательные акценты от изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельность по развитию творческого мышления. Развивающее обучение стало разрабатываться с конца 50-х годов в двух научно-практических коллективах, созданных Л.В. Занковым и Д.Б. Элькониным. Рассмотрим дидактические принципы концепции Л.В. Занкова:

Обучение на высоком уровне трудности. Преодоление трудностей в "зоне ближайшего развития".

Ведущая роль теоретических знаний. Не простое изучение теории, а раскрытие материала существенных связей.

Высокий темп изучения материала.

Осознание школьниками процесса учения.

Систематическая работа над развитием всех учащихся.

Дидактические принципы концепции В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина:

К вышеперечисленным следует добавить следующие:

Учебная деятельность ученика нацелена не на чувственное наблюдение или эмпирическое мышление, а на абстрактно-теоретические формы мышления.

Основным методом обучения выступает способ восхождения мысли ученика от абстрактного к конкретному.

Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе обучения.

Данные системы имеют обеспечение учебными программами и находят широкое применение на начальной ступени школы. В связи с этим очевидно, что нет преемственности в обучении, и школьники после уроков по развивающему обучению в начальной школе попадают в систему традиционного обучения. Об отрицательной стороне данной проблемы говорят многие педагоги. Действительно, новые модели обучения, в частности, развивающее обучение, требуют изменения всей концепции образования. Хуторской А.В., анализируя дидактические системы и авторские школы, обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения и разделил их в соответствии с доминирующей ориентацией на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Рассмотрим некоторые из них.

Личностно-ориентированные системы обучения основаны на внимании учителя к личности учащегося, помогающем ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности. Личностно-ориентированные системы обучения лежат в основе "Школы жизни" Ш.А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е.И. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палтышева.

В основе природосообразных систем обучения лежат общие с личностно-ориентированным обучением признаки с той лишь разницей, что принцип природосооборазности проявляется наиболее ярко и противоположен принципам культуросообразности, "обществосообразности". В современном отечественном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного воспитания грамотности А.М. Кушнира; В классах, ориентированных на педагогику Л.Н. Толстого, школы "Эврика-развитие" (г. Томск); в Школе Свободного развития А.В. Хуторского.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Формирование вероятностного прогнозирования в онтогенезе
Вообще такая способность человека как прогнозирование, антиципация, упреждающий синтез, догадка проявляется в разных видах деятельности человека, это и мыслительная деятельность, и речевая, и учебная, и профессиональная. То есть понятие прогнозирование масштабно по своему значению в жизни человека. ...

Средства и методы развития силы
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу: – абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении. – относительная сила – проявление абсолютной силы в пере ...

Методика изучения темы "Многоугольники"
В курсе геометрии VI-VIII классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризующих плоский многоугольник. В решении задач на многоугольники находят применение различные методы. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru