Педагогика и воспитание » Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения » Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Страница 1

В таблицах 1, 2, 3 представлены статистики ответов нормально видящих слабовидящих и слепых детей, соответственно. Даже поверхностный анализ этих данных позволяет обнаружить, что лучше всех с заданием справились слепые дети, а наихудший результат продемонстрировали дети с частичными нарушениями зрения.

Таблица 4 и рисунок 2 позволяют сравнить уровень сложности каждого из понятий для различных групп детей. Наиболее сложным для объяснения во всех классах оказалось понятие «умеренность», дети, как правило, отказывались его определять. Кроме того, наблюдается искаженное восприятие понятия «долг» – подавляющее большинство связывает его только с деньгами и другими материальными ценностями («Невыплаченные деньги», «Когда друг что-то должен, например, вещь или книгу»). У слепых детей остальные девять понятий не вызывали заметных затруднений.

Интересен тот факт, что наиболее простое для зрячих детей понятие «дружба» для слабовидящих детей оказалось одним из самых непонятных («Дружба – это если дружат много человек», «дружба – это когда человек дружелюбный» и др.). То же можно сказать о понятии «милосердие» («У человека милое сердце»).

Соотношения ответов различного уровня для каждой из групп детей представлены в таблице 5 и на рисунке 3. Наибольший процент правильных ответов продемонстрировали слепые дети. Для слабовидящих детей характерен высокий процент неправильных ответов. Отказ от определения того или иного понятия в наибольшей степени присущ зрячим детям. Низкий процент отказов от ответов у слабовидящих детей указывает не на высокий уровень их духовно-нравственного развития, а скорее на низкую степень осознанности, эти дети не могут адекватно оценить уровень своих знаний.

Таблица 1.

Результаты анкетирования зрячих детей

Понятие

Фамилия

Добро

Зло

Мудрость

Мужество

Умеренность

Справедливость

Счастье

Дружба

Милосердие

Долг

Вина

Количество у ребенка ответов первого уровня

(кол-во / %)

Количество у ребенка ответов второго уровня

(кол-во / %)

Количество у ребенка ответов третьего уровня

(кол-во / %)

Гозизова

-

+

+

0

0

+

-

+

+

-

0

5

45

3

27

3

27

Акаров

+

+

0

-

0

0

+

+

0

-

+

5

45

2

18

4

36

Щукин

+

+

+

+

0

+

+

-

+

0

0

7

64

1

9

3

27

готовцева

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

10

91

1

9

0

0

Иванов

+

+

-

+

0

+

+

+

+

-

+

8

73

2

18

1

9

Ескина

+

+

+

+

0

+

+

+

0

+

+

9

82

0

0

2

18

Гурлаченко

+

+

+

+

0

+

-

+

+

-

+

8

73

2

18

1

9

Васнюк

-

-

-

+

0

+

+

+

+

-

+

6

55

4

36

1

9

Дюбов

-

-

-

+

0

+

+

+

+

+

+

7

64

3

27

1

9

Ерохина

+

+

-

-

0

+

+

+

+

-

+

7

64

3

27

1

9

Дудонова

+

+

-

-

0

+

+

+

+

-

-

6

55

4

36

1

9

Количество ответов

первого уровня

(кол-во / %)

8

9

5

7

1

9

9

10

9

3

8

 

73

82

45

64

9

82

82

91

82

27

73

Количество ответов

второго уровня

(кол-во / %)

3

2

5

3

0

1

2

1

0

7

1

27

18

45

27

0

9

18

9

0

64

9

Количество ответов

третьего уровня

(кол-во / %)

0

0

1

1

10

1

0

0

2

1

2

0

0

9

9

91

9

0

0

18

9

18

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях
Понятие «гуманизм» в современных словарях трактуется как: система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости нормой ...

Предмет и задачи тифлопедагогики
Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, п ...

Виды учебных действий
Учебные действия — это основной структурный компонент учебной деятельности. Учебные действия образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержан ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru