Как известно, античное общество обладало высоким уровнем культуры, несмотря на условия классовости. Высокий культурный уровень, в свою очередь, базировался на всеобщей грамотности. Многие задаются вопросом, почему же в древней Греции было так и не иначе, если обучение было сословное?
Ответом на вопрос является то, что в античные времена было очень развито внешкольное образование, которое могло компенсировать отсутствие школьного обучения. Развернутая система внешкольного образования строилась на мощной финансовой базе. С городов собиралась дань, которая составляла общественную казну, она хранилась на острове Делосе. Затем в V в. до н. э. деньги были перенесены в Афины.
В античные времена широкой популярностью пользовались театры. Они являлись не только средством внешкольного образования, но, также, служили местом общения и развлечения, оттуда черпались моральные, нравственные, эстетические и другие ценности. Государство выделяло большие денежные средства на строительство театров и обеспечивало свободный доступ граждан на театральные постановки.
Театр в древней Греции представлял собой круглую сцену, которая называлась орхестрой и, примыкающих к ней полукругом, зрительных мест. Театр вмещал 30-40 тыс. зрителей, постановки проводились под открытым небом.
Следует отметить, что в Афинах долгое время не было профессиональных актеров, поэтому на сцене выступали любители-мужчины, исполнявшие и женские роли тоже.
Театральные представления длились долгое время, на них присутствовали дети (мальчики), женщины, которые располагались на отдаленных местах, и мужчины. Каждая новая постановка вызывала волнение в городе и являлась важным событием. Зрители старались занять место заранее, даже за несколько дней до представления.
Наряду с театром существовало и другое средство внешкольного образования – всенародные игры, которые известны под названием Олимпийские игры. Они возникли в Олимпии в VIII в. до н. э. и имели вполне устойчивые формы и содержание. Значение Олимпийских игр чрезвычайно велико. Как показывает история, даже счет времени в Элладе велся по Олимпиадам – четырехлетиям, соответствующим срокам игр. В ходе Олимпийских празднеств останавливались войны, в качестве зрителей допускались даже варвары, однако в самих соревнованиях они участвовать не могли. Также зрителями могли быть женщины – жрицы богини Деметры и дети.
Программа игр была очень разнообразна: кроме физических упражнений, на Олимпийских играх выступали различные общественные деятели, ученые, поэты, певцы, танцоры и музыканты. Физическими упражнениями являлись скачки, кулачные бои, борьба, бег и т.д.
Наградой на древнегреческих Олимпийских играх была венок из дикой оливы. Победителю оказывались почести, в его честь организовывался пышный праздник, также он получал льготы и преимущества в родном городе.
Кроме Олимпийских игр известны также Истмийские игры (на Истме – на Коринфском перешейке), Немейские (в Немейской долине в Арголиде), Пифийские (в Дельфах) и Афинские Панафинеи в честь богини Афины.
Подводя итог, можно сказать, что внешкольное образование во многом похоже на школьное обучение, т.к. требовало надежных знаний и общей грамотности. Образование, как в школе, так и вне ее стен было связано с менталитетом самих людей, их мировоззрением и взглядами. Осуждались пороки человека, такие как лень, пристрастие к спиртному, физическая слабость. Система образования и просвещенные умы древней Греции породили идеал человека и классические формы в литературе, искусстве, архитектуре, хотя, следует отметить, что это заслуга не только отдельных выдающихся личностей, но и целого народа.
Другое по теме:
Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...
Понятие методов обучения и их классификация
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию педагогами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности ...
Особенности моторного и речевого развития детей с детским церебральным
параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1.71 на 1000 детского населения. Мастюкова Е.М. ...