Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Страница 3

На нынешнем этапе развития педагогики решение всех этих вопросов имеет обнадеживающие перспективы в связи с бурным развитием смежных областей науки и техники. В первую очередь, по мнению Е.С. Полат, это касается области информационных и компьютерных технологий, представляющих собой источник технического обеспечения, базу для реализации идей и методов педагогической теории и практики. Следует подчеркнуть, что само по себе развитие компьютерной техники и информационного обеспечения ни в коем случае не способно решить педагогические проблемы, однако при правильном применении оно может содействовать выводу их решения на принципиально новые горизонты. Уже сегодня, благодаря достижениям новых информационных технологий, новое звучание приобретают направления дидактики, связанные с развитием новых педагогических технологий, в том числе методов и систем программированного обучения, педагогических эвристик, компьютеризированного индивидуального обучения, дистанционного образования, проблемного обучения, педагогики сотрудничества.

Таким образом, перед современной дидактикой стоят те же вопросы, что стояли во все времена ее развития. Это вопросы "чему учить? ” и "как учить? ” Несмотря на множество реформ, произведенных за этот период времени почти во всех странах мира, кризис только усилился. Он не ослабевает, а, напротив, только возрастает. Это в полной мере относится к школам и другим образовательным учреждениям Российской Федерации.

Если руководствоваться традиционной педагогикой (дидактикой), не учитывающей особенности современного развития, то школа никогда из кризиса не выйдет. Нужна современная наука об обучении. Групповой способ обучения перестал соответствовать возросшим потребностям современного общества, которое нуждается в высокообразованных, культурных, интеллектуально и физически, развитых, нравственных и деловых людях. Чтобы эта общественно-историческая задача решалась успешно, необходимо широкое и умелое использование не трех, а четырех организационных форм обучения: коллективной, парной и индивидуальной, то есть метод должен быть коллективно-группо-парно-индивидуальным.

Сегодня Россия, как и весь цивилизованный мир, находится на этапе, когда ощущается недостаточность образования, обеспечивающего процесс развития и направленного на создание автономных творческих личностей. Для решения этой проблемы необходимо разумное использование опыта как отечественной, так и зарубежной дидактики.

Рассмотрев дидактические системы и модели обучения, мы делаем следующие выводы:

Исследователи выделяют следующие дидактические системы: традиционную, педоцентрическую и современную. Каждая из этих дидактических систем на определенном этапе играла ведущую роль.

Зарубежные дидактические системы Гербарта (традиционная) и Дьюи (педоцентрическая) в свое время давали неплохие результаты, но ни одна из этих систем не отвечала требованиям быстротекущей жизни. Современные зарубежные дидактические системы и модели обучения обеспечивают активную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и отличаются между собой социальными, религиозными, общественно-экономическими и иными основаниями. Школа является средством подготовки детей к жизненному самоопределению.

Отечественная дидактика развивалась и развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказали и продолжают оказывать существенное влияние на характер обучения в российских школах. Дидактические системы Монтессори, Вальдорфской школы, основанные на природосообразности, личностно-ориентированном подходе и творческой направленности обучения, во многом отражают принципы современной отечественной дидактики, однако они не нашли широкого применения в России. Советский период дидактики характеризуется достаточно общей и единообразной системой обучения, в которой совершенствовались отдельные дидактические и методические направления.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Активный отдых и физическое развитие
Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо заниматься физкультурой и спортом, правильно организовывать свой отдых. Здоровый человек способен выполнять, не уставая, каждодневные физические упражнения. Регулярные физические нагрузки позволяют людям сохранить здоров ...

Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины
Для задания дискретной случайной величины не достаточно перечислить все возможные ее значения, нужно еще указать их вероятности. Законом распределения дискретной случайной величины называют соответствие между возможными значениями и их вероятностями; его можно задать таблично, в виде формулы и граф ...

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20—ЗО-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru