Новая педагогика » Совершенствование речевых умений старшеклассников на уроке иностранного языка в процессе обучения пересказу » Авторский комплекс упражнений для работы с текстом при подготовке к пересказу и его реализация на уроке английского языка

Авторский комплекс упражнений для работы с текстом при подготовке к пересказу и его реализация на уроке английского языка

Страница 1

Для изучения возможностей пересказа как способа развития речевых умений старшеклассников в процессе практического исследования нами был разработан комплекс упражнений.

Апробация комплекса осуществлялась на протяжении восьми уроков с использованием четырех текстов, включенных в УМК В.П. Кузовлева.

При проведении первого экспериментального урока по теме «I will go private!» были поставлены следующие задачи: развитие навыков поисково-просмотрового чтения; подготовка к пересказу текста; совершенствование навыков работы с текстом.

Мы использовали текст «The secret diary of Adrian Mole, aged 13 3/4» и разработанные нами задания, направленные на подготовку к пересказу и обучение монологическому высказыванию (Приложение Г).

На первом уроке осуществлялся предтекстовый этап работы над текстом. Во-первых, учащимся нужно было высказать свои предположения о содержании текста на основе заголовка и информации, предложенной в задании. Для этого ученики отвечали на следующие вопросы учителя:

— What do you think this text is about?

— Who is Adrian Mole?

— What happened to him?

— Can you suppose what problems does he have?

Затем, ученики определяли стиль текста: общественно-политический, художественный, научный, разговорный и т.д., выбирая слова, присущие данному стилю. Данный текст представляет собой фрагменты дневника.

Дома учащимся следовало прочитать, перевести текст, выписать ключевые слова из каждого фрагмента дневника и составить по пять вопросов разных типов (general, disjunctive, special questions), ответом на которые послужит информация из текста. Домашнее задание представляло собой текстовый этап и готовило учащихся к составлению пересказа.

На втором уроке производилась проверка домашнего задания. В первую очередь, следовало проверить понимание учащимися содержания текста. Для этого, дети отвечали на вопросы одноклассников и учителя.

— Who is Adrian Mole?

— What happened on January 17?

— Why didn’t Adrian come to the pictures?

— What was Adrian’s face covered with?

— What was the diagnosis?

— When did Adrian have his tonsils out?

Затем, осуществлялась проверка второй части домашнего задания. Учащиеся по очереди зачитывали свои списки ключевых слов, а также дополняли их.

Далее была организована работа в группах – детям нужно было озаглавить фрагменты текста. Затем одна группа учащихся зачитывала свои заголовки в произвольном порядке, а остальных ученики догадывались о чем идет речь и называли дату, данную в учебнике.

После этого заголовки записывались на доске, и дети подбирали иллюстрирующие их предложения из текста.

Опираясь на исследования Я.М. Колкера, мы предложили учащимся на стадии рефлексии следующие вопросы:

— What do you think of Adrian Mole?

— What is he like?

— Did he have serious problems or was he just overreacting?

— When you were 13 did you have similar problems?

— Would you refuse to go to the pictures because of a spot on your face?

Далее учащиеся составляли ситуации по тексту с предложенным словом или словосочетанием. Учитель распределил лексические единицы между учащимися и они составляют ситуации из 6-8 предложений, основанные на информации текста.

На дом учащиеся получили задание составить подробный пересказ текста. Для этого следовало выбрать 12-15 предложений, передающих основное содержание текста.

Подводя итог, можно сказать, что урок оказался эффективным с точки зрения цели и задач урока и соответствовал возрастным особенностям учащихся. Групповая работа оказалась весьма продуктивной, поиск нужной информации осуществлялся быстрее, нежели при индивидуальной работе. В процессе учебной деятельности происходило широкое взаимодействие между учителем и учащимися. На стадии рефлексии учащиеся активно высказывали свои мнения.

Следующий экспериментальный урок проводился по теме «Do you have to pay for medical care?». В соответствии с темой нашего исследования, при проведении данного урока были поставлены следующие задачи: подготовка к пересказу текста; развитие навыков поисково-просмотрового чтения; развитие критического мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...

Дидактическая игра в педагогическом процессе
«Концепцией дошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) обозначены пути гуманизации воспитательно-образовательного процесса, который должен учитывать «…возрастные возможности психического развития дошкольников…и… соответствующий их возрасту вид деятельности…». Каждый период жиз ...

Формирование двигательных функций ребенка
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет. В исследованиях различных психологов, особенно американских, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соотве ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru