Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Страница 2

методики разучивания стихотворений;

методика начинающего учителя и др.

В своей многолетней деятельности Дьяченко и его последователи стремились преобразовать дидактику из ее донаучного и квазинаучного состояния в науку, руководствуясь которой, необходимо реформировать школу.

Они стали рассматривать обучение как явление природы, как процесс объективный и материальный, как особый случай физического, звукознакового взаимодействия между обучающими и обучаемыми. Такой естественнонаучный, материалистический подход к обучению помог уже в 1950 году дать следующее определение понятия "обучение": "Обучение - это общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает". В связи с этим профессор П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятия "общение": общение - это речевое взаимодействие между людьми, в процессе которого и посредством которого происходит, во-первых, обмен информацией, во-вторых, управление деятельностью и, в-третьих, установление и (или) формирование отношений.

Если обучение - это общение, то из этого следует, что обучение происходит так и только так, как осуществляется общение между людьми. Стало быть, чтобы выяснить объективное строение обучения, нам необходимо понимание структур общения, которое, по мнению Дьяченко В.К., осуществляется в следующих 4-х структурах: опосредованное общение /в основном через письменную речь/; общение в паре; групповое общение; общение в парах сменного состава. Применение этих четырех структур общения в учебном процессе, по мнению В.К. Дьяченко, дает четыре формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому их называют основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Первые три уже давно известны. Только четвертая структура - общение в парах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее назвали "коллективная форма организации процесса обучения", противопоставив тем самым ее индивидуальной и групповой формам.

Многие исследователи связывают изменения в образовательном процессе с пересмотром всей философской и методологической основы, исходя из чего, говорят о двух типах образования:

Образование, обеспечивающее процесс воспроизводства и представляющее собой обучение тем знаниям, умениям и навыкам и тем личностным качествам, которые необходимы для оптимального заполнения функциональной ячейки (социальной, профессиональной, политической, коммунальной и т.д.).

Образование, обеспечивающее процесс развития и направленное на создание автономных личностей, личностей "как таковых", а не в расчете на заполнение имеющихся функциональных мест.

Сегодня Россия, как и весь цивилизованный мир, находится на этапе, когда ощущается недостаточность образования 1-го типа. Возникает насущная потребность в образовании 2-го типа, результат которого - "человек автономный", самостоятельно принимающий решения в "незапрограммированных" обучением ситуациях. Первое и основное условие самостоятельности и автономии - наличие механизма самоуправления. Роль такого механизма в деятельности индивида выполняет рефлексия, которая обеспечивает необходимые для принятия управленческого ("самоуправленческого") решения анализ и оценку ситуации, понимание, поиск и адекватный выбор необходимых средств действия, самоопределение в данной ситуации, целеполагание и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Учение как деятельность
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как ...

Физиологические закономерности обучения движениям школьников
Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связ ...

Практические задачи приводящие к линейной целевой функции
Линейное программирование - это направление математического программирование изучающее методы решения экстремальных задач, которые характеризуются линейной зависимостью между переменными и линейной целевой функцией. Для решения задач линейного программирования составляется математическая модель зад ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru