Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Страница 2

методики разучивания стихотворений;

методика начинающего учителя и др.

В своей многолетней деятельности Дьяченко и его последователи стремились преобразовать дидактику из ее донаучного и квазинаучного состояния в науку, руководствуясь которой, необходимо реформировать школу.

Они стали рассматривать обучение как явление природы, как процесс объективный и материальный, как особый случай физического, звукознакового взаимодействия между обучающими и обучаемыми. Такой естественнонаучный, материалистический подход к обучению помог уже в 1950 году дать следующее определение понятия "обучение": "Обучение - это общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает". В связи с этим профессор П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятия "общение": общение - это речевое взаимодействие между людьми, в процессе которого и посредством которого происходит, во-первых, обмен информацией, во-вторых, управление деятельностью и, в-третьих, установление и (или) формирование отношений.

Если обучение - это общение, то из этого следует, что обучение происходит так и только так, как осуществляется общение между людьми. Стало быть, чтобы выяснить объективное строение обучения, нам необходимо понимание структур общения, которое, по мнению Дьяченко В.К., осуществляется в следующих 4-х структурах: опосредованное общение /в основном через письменную речь/; общение в паре; групповое общение; общение в парах сменного состава. Применение этих четырех структур общения в учебном процессе, по мнению В.К. Дьяченко, дает четыре формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому их называют основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Первые три уже давно известны. Только четвертая структура - общение в парах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее назвали "коллективная форма организации процесса обучения", противопоставив тем самым ее индивидуальной и групповой формам.

Многие исследователи связывают изменения в образовательном процессе с пересмотром всей философской и методологической основы, исходя из чего, говорят о двух типах образования:

Образование, обеспечивающее процесс воспроизводства и представляющее собой обучение тем знаниям, умениям и навыкам и тем личностным качествам, которые необходимы для оптимального заполнения функциональной ячейки (социальной, профессиональной, политической, коммунальной и т.д.).

Образование, обеспечивающее процесс развития и направленное на создание автономных личностей, личностей "как таковых", а не в расчете на заполнение имеющихся функциональных мест.

Сегодня Россия, как и весь цивилизованный мир, находится на этапе, когда ощущается недостаточность образования 1-го типа. Возникает насущная потребность в образовании 2-го типа, результат которого - "человек автономный", самостоятельно принимающий решения в "незапрограммированных" обучением ситуациях. Первое и основное условие самостоятельности и автономии - наличие механизма самоуправления. Роль такого механизма в деятельности индивида выполняет рефлексия, которая обеспечивает необходимые для принятия управленческого ("самоуправленческого") решения анализ и оценку ситуации, понимание, поиск и адекватный выбор необходимых средств действия, самоопределение в данной ситуации, целеполагание и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Сущность, значение и классификация основных форм контроля знаний по биологии
Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биол ...

Социология образования
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология образования является специальной теорией среднего уровня. Объект социологии образования - сфера образования как социальное явление; люди, их объ ...

Средства и методы развития ловкости
Ловкость – это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма. Наиболее распространенными средствами при развитии ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru