Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Страница 1

Перед современной теорией обучения стоят те же вечные проблемы дидактики, такие, как проблема сущности образовательного процесса, проблема содержания образования, соотношения количества обязательных и элективных предметов, объема отдельных предметных курсов, методов и форм обучения, проблема роли учителя в образовательном процессе. Причины этого связаны, как с ростом объема знаний человечества, так и с появлением новых технических и технологических возможностей по обработке, хранению, передаче и предоставлению учебной информации.

Что является основной целью образования: развитие умения мыслить, или цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний? Такая постановка вопроса иллюстрирует противопоставление двух подходов к содержанию образовательного процесса, подходов, получивших еще на рубеже 18 - 19 веков названия теорий формального и материального образования.

Анализируя состояние отечественного и зарубежного образования специалисты, указывают разные причины местного и всеобщего мирового кризиса в образовании: недостаток средств, плохие учебники, консерватизм и бюрократизм чиновников управления образованием, устаревшие методы обучения, отставание психолого-педагогической науки от запросов жизни и т.д.

Многие исследователи считают, что главной причиной является отсутствие истинно научной методологии: если руководствоваться традиционной педагогикой (дидактикой), то школа никогда из кризиса не выйдет. Нужна другая - современная наука: об обучении наука, а не наукообразие. Такая современная и подлинная наука об обучении и образовании дается в капитальном труде профессора В.К. Дьяченко "Новая дидактика", в которой пересмотрены все основные проблемы современной дидактики.

Непосредственной всеобщей международной причиной школьно-вузовского кризиса 20 века В.К. Дьяченко называет групповой способ обучения (ГСО), основными разновидностями которого являются классно-поурочная и лекционно-семинарская системы. Другой всеобщей, международной его причины не существовало. В учебно-воспитательных учреждениях всех стран мира учебные занятия осуществляются посредством трех форм: групповой, парной и индивидуальной. Поэтому, групповой способ обучения (ГСО) представляет собой единый группо-парно-индивидуальный метод. Он-то и устарел, стал недостаточно эффективным и перестал соответствовать возросшим потребностям современного общества, которое нуждается в высокообразованных, культурных, интеллектуально и физически, развитых, нравственных и деловых людях.

Чтобы эта общественно-историческая задача решалась успешно, по мнению В.К. Дьяченко, необходимо широкое и умелое использование не трех, а четырех организационных форм обучения: коллективной, парной и индивидуальной, то есть метод должен быть коллективно-группо-парно-индивидуальным19. Следуя "Новой дидактике" В.К. Дьяченко уже направляется работа во многих школах России, а также школ Казахстана, Армении, Украины и т.д.

В книге "Новая дидактика" рассмотрены новые перспективные педагогические технологии и методики, которые модернизируют образование и необходимы учителям-практикам и методистам:

методика А.Г. Ривина;

методика взаимообмена заданиями (ВОЗ);

методика М.Г. Булановской;

методика работы в парах сменного состава по карточкам (их несколько);

методика работы по вопросникам;

методика, обратная ривинской (МОР);

Красноярский и Лангепасский варианты сотрудничества учащихся "по вертикалям";

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Современные зарубежные дидактические системы
Современные дидактические системы, основываясь на достижениях и ошибках прошлого, выдвигали новые концепции, которые должны были решить основную задачу обучения. Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности: Мет ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — считает И.Ф. Харламов . Термин «нравствен ...

Определение уровня воспитанности подростков
Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс, чтобы в дальнейшем спланировать работу. Беседы, экскурсии, посещение театров для учеников являются неотъемлемой частью при воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны. Дети не могут быть предоставлены сами се ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru