Ряд исследователей, таких как Ю.М. Колягин, Т.С. Полякова, О.А. Саввина, О.В. Тарасова, Р.С. Черкасов, в своих работах предлагают разные подходы к периодизации развития математического образования. В научных работах И.К. Андронова и Р.С. Черкасова предприняты попытки определить не только периодизацию математического образования, но и периодизацию методики преподавания математики как науки.
Так, например, Ю.М. Колягин в своем исследовании описывает развитие математического образования на фоне эволюции всей отечественной образовательной системы, в большинстве случаев обращаясь к оценке событий с государственных позиций. Это подтверждается тем, что в приложении к книге содержатся биографические сведения о деятелях науки, просвещения и культуры России в двенадцати сводных таблицах, разбитых хронологическими рамками:
1. 1682 -1725 гг. (Петр I);
2. 1725 - 1740 гг. (Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна);
3. 1741-1762 гг. (Елизавета Петровна, Петр III);
4. 1762 - 1801 гг. (Екатерина II, Павел I);
5. 1801 – 1825 гг. (Александр I);
6. 1825 -1855 гг. (Николай I);
7. 1855 – 1881 гг (Александр II);
8. 1881 – 1894 гг. (Александр III);
9. 1894 – 1918 гг. (Николай II);
10.1918 – 1930 гг. (Советский период);
11.1931 – 1965 гг. (Советский период);
12.1965 – 1999 гг. (Советский период).
В монографии Т.С. Поляковой приводится периодизация школьного математического образования, начиная со времени Киевской Руси (X-XI вв.) и до наших дней. Она отмечает следующие этапы развития математического образования:
1. Зарождение математического образования (со времени Киевской Руси (X – XI вв.) – XVII в.);
2. Становление отечественного математического образования (с указа Петра I об основании математико – навигацкой школы (1701 г.) до 1804 г.);
3. Создание российской модели классической системы школьного математического образования (образовательные реформы 1804 г. – вторая половина XIX в.);
4. Реформация классической системы школьного математического образования (60 – 70-е гг. XIX в. – 1917 г.);
5. Поиск новых моделей математического образования (1918 -1931 гг.);
6. Реставрация отечественных традиций, создание советской модели классического школьного математического образования (1931 – 1964 гг.);
7. Реформация советской модели классической системы школьного математического образования (1964 – 1982 гг.);
8. Период контрреформации (1982 – 1990 гг.);
9. Современный этап развития школьного математического образования (начался с 1991 – 1992 гг. и до настоящего времени).
В исследовании О.А. Саввиной определено восемь периодов становления и развития обучения высшей математике в отечественной средней школе:
1. Первый период (вторая треть XVIII в. – 1845 гг.) – характеризуется тем, что вопросы высшей математики включались в преподавание стихийно. Обучение высшей математике в школе не носило массового характера. На данном этапе были созданы первые учебники по высшей математике на русском языке, в них формировалась лексика и терминологический аппарат понятий аналитической геометрии и анализа бесконечно малых.
2. Второй период (1846 – 1906 гг.) – ознаменовался стабилизацией математического образования и появлением общегосударственных программ, но вместе с тем – отсутствием в программах гимназий элементов высшей математики. В этот же период ослабляются позиции аналитической геометрии в курсе кадетского корпуса (военной гимназии) и реальных училищ.
3. Третий период (1907 – 1917 гг.) – период «парадного марша» элементов высшей математики в среднюю школу. В 1907 г. элементы высшей математики вошли в программу реального училища, в 1911 г. основами анализа бесконечно малых пополнился курс кадетского корпуса, а с 1914 г. сведения из аналитической геометрии заняли почетное место в программе коммерческого училища. Эти изменения не коснулись лишь классической гимназии, все попытки реформирования содержания математического образования в ней, остались только в проектах. Следует отметить, что в это время был заложен прочный фундамент методики преподавания высшей математики в средней школе (труды А.Н. Остроградского, М.Г. Попупреженко, П.А., П.А. Самохвалова, Ф.В. Филипповича, Д.М. Синцова и др.).
Другое по теме:
Особенности современного аксиоматического подхода
В настоящее время аксиоматический подход понимается как «способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами теории, а все остальные предложения получаются как логические следствия аксиом». Аксиоматический метод зародился в работ ...
Подготовка и проведение нетрадиционных уроков
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом использ ...
Психолого-педагогическая характеристика детского
изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук. Тво ...