Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Страница 1

Перед современной теорией обучения стоят те же вечные проблемы дидактики, такие, как проблема сущности образовательного процесса, проблема содержания образования, соотношения количества обязательных и элективных предметов, объема отдельных предметных курсов, методов и форм обучения, проблема роли учителя в образовательном процессе. Причины этого связаны, как с ростом объема знаний человечества, так и с появлением новых технических и технологических возможностей по обработке, хранению, передаче и предоставлению учебной информации.

Что является основной целью образования: развитие умения мыслить, или цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний? Такая постановка вопроса иллюстрирует противопоставление двух подходов к содержанию образовательного процесса, подходов, получивших еще на рубеже 18 - 19 веков названия теорий формального и материального образования.

Анализируя состояние отечественного и зарубежного образования специалисты, указывают разные причины местного и всеобщего мирового кризиса в образовании: недостаток средств, плохие учебники, консерватизм и бюрократизм чиновников управления образованием, устаревшие методы обучения, отставание психолого-педагогической науки от запросов жизни и т.д.

Многие исследователи считают, что главной причиной является отсутствие истинно научной методологии: если руководствоваться традиционной педагогикой (дидактикой), то школа никогда из кризиса не выйдет. Нужна другая - современная наука: об обучении наука, а не наукообразие. Такая современная и подлинная наука об обучении и образовании дается в капитальном труде профессора В.К. Дьяченко "Новая дидактика", в которой пересмотрены все основные проблемы современной дидактики.

Непосредственной всеобщей международной причиной школьно-вузовского кризиса 20 века В.К. Дьяченко называет групповой способ обучения (ГСО), основными разновидностями которого являются классно-поурочная и лекционно-семинарская системы. Другой всеобщей, международной его причины не существовало. В учебно-воспитательных учреждениях всех стран мира учебные занятия осуществляются посредством трех форм: групповой, парной и индивидуальной. Поэтому, групповой способ обучения (ГСО) представляет собой единый группо-парно-индивидуальный метод. Он-то и устарел, стал недостаточно эффективным и перестал соответствовать возросшим потребностям современного общества, которое нуждается в высокообразованных, культурных, интеллектуально и физически, развитых, нравственных и деловых людях.

Чтобы эта общественно-историческая задача решалась успешно, по мнению В.К. Дьяченко, необходимо широкое и умелое использование не трех, а четырех организационных форм обучения: коллективной, парной и индивидуальной, то есть метод должен быть коллективно-группо-парно-индивидуальным19. Следуя "Новой дидактике" В.К. Дьяченко уже направляется работа во многих школах России, а также школ Казахстана, Армении, Украины и т.д.

В книге "Новая дидактика" рассмотрены новые перспективные педагогические технологии и методики, которые модернизируют образование и необходимы учителям-практикам и методистам:

методика А.Г. Ривина;

методика взаимообмена заданиями (ВОЗ);

методика М.Г. Булановской;

методика работы в парах сменного состава по карточкам (их несколько);

методика работы по вопросникам;

методика, обратная ривинской (МОР);

Красноярский и Лангепасский варианты сотрудничества учащихся "по вертикалям";

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Развитие образования в разные эпохи
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культур ...

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Каждый возрастной этап характерен разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вме ...

Структура учебной деятельности. Психологические компоненты
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому): учебные ситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися; учебные действия, направленные на решение соответствующих задач; контроль - как соотношение действия и его результат ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru