Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Виды мышления

Виды мышления

Страница 1

В современной психологии выделяют три основных вида мышления: наглядно–действенное, наглядно–образное и словесно–логическое. Некоторые исследователи в словесно–логическом мышлении вычленяют конкретно–понятийный и абстрактно–понятийный уровни.

Развитие мышления в генетическом плане осуществляется от наглядно–действенного к наглядно–образному и словесно–логическому. Все виды мышления тесно взаимосвязаны и в разных видах деятельности взаимно переходят друг в друга.

Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, всегда имеют в виду, как протекают у ребенка эти мыслительные операции.

Л.С. Выгосткий (1983), характеризуя мышление учеников вспомогательной школы, отмечал его конкретность и примитивность, вместе с тем, он указал на то, что мышление олигофрении развивается.

В настоящее время многие дефектологи считают, что практически–действенные и наглядно–образные виды мышления умственно отсталых детей относительно сохранны. В то же время целым рядом исследователей показано, что олигофрены значительно отстают от своих нормальных сверстников и других категорий аномальных детей по уровню развития мышления.

Остановимся подробнее на видах мышления. Наглядно – действенное мышление характеризуется неразрывной связью мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, необходимостью решать постановленную задачу с участием практических действий. Наглядно – действенное мышление имеет важное значение для общего умственного развития детей. Оно представляет собой базу для формирования более сложных видов мышления. Известно, что источник развития наглядно–действенного мышления, как у нормальных, так и у умственно отсталых детей – практическая деятельность. У школьников олигофренов наглядно–действенной мышление формируется в процессе познания ими свойств предметов, простейших отношений между ними при выполнении практических действий. У умственно отсталых учащихся, особенно младшего школьного возраста, недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нередкими нарушениями моторной сферы. У учеников – олигофренов отличается недоразвитие познавательной стороны практических действий.

В одном из исследований В.Г. Петровой (1968) показано, как умственно отсталые школьники самостоятельно пользуются при ознакомлении с предметом не только зрением и практическими действиями, и как этот практический опыт весьма слабо используется ими в дальнейшем при выполнении мыслительной задачи.

Обнаружено, что выполнявшиеся олигофренами, особенно младшего школьного возраста, действия не были направлены на анализ предмета. Они носили импульсивный характер, не были связаны с мыслительной задачей и почти не имели познавательного значения. В центре внимания умственно отсталых учеников оказывается, осуществление самого действия, а конечный результат не рассматривается ребенком как характеристика данного объекта. Школьники – олигофрены, если и выделяют, то только те свойства предмета, которые зрительно ими воспринимаются. В большинстве случаев действия не помогают учащимся увидеть в объекте новые, зрительно не воспринимаемые особенности.

Ученики младших классов вспомогательной школы фактический не используют результаты предельной работы для выполнения мыслительной задачи, Так как не видит ничего общего между поставленной перед ними мыслительной задачей и только что решавшейся практической.

Большую роль в формировании мышления играют речевые компоненты. Речь и мышление ясно взаимосвязаны на уровне наглядно–действенного мышления. Речь, как правило, выполняет роль аккомпанемента.

У умственно отсталых школьников, вследствие низкого уровня речевого развития, возникают определенные трудности в развитии мышления. В исследовании В. Г. Петровой отмечается, что иногда ученики – олигофрены сопровождают свои практические действия высказываниями, которые носят краткий, отрывочный, грамматически неоформленный характер. Выполняя какое – то практическое действие, они произносят отдельные слова или словосочетания. Внешняя речь олигофренов, сопровождающая работу, представляет собой констатацию конкретного действия или его результата и также не направлена на предмет и не способствует осмыслению учащимися определенных свойств объекта.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся
Воспитательные возможности детских песен башкирских композиторов. Духовное воспитание школьников – один из актуальнейших вопросов деятельности современной школы. Прежде чем приступить к анализу идейно-нравственного содержания детских песен башкирских композиторов, мы раскроем вопрос формирования и ...

Тушь
Тушь (нем. Tusche), черная краска (жидкая или в виде твердых плиток — т. н. сухая тушь), не теряющая со временем черного цвета. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, в 20 в. — также из газовой копоти, ...

Развитие воображения у детей
Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru