Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Страница 5

Тема «Природа в музыке» формирует такую этико-эстетическую категорию, как любовь к окружающему миру, к родной природе. Здесь, по нашему мнению, могут быть использованы такие произведения, как «Теплый дождик» Р.Газизова, «Ветер» Р.Хасанова, «Мой родной край» А.Зиннуровой, башкирские народные песни «Урал», «Звонкий журавль». Для них характерны широкая распевная мелодия с орнаментированными украшениями, прозрачная светлая фактура, радостный ласковый характер, консонирующие интервалы и аккорды.

Для учителей, ставящих задачу учить, «исходя из ребенка», всегда имея в виду его интерес к игре и творчеству как внутренней сути детского познания мира, мы предлагаем взять в основу следующие принципы обучения и воспитания:

1.Опора на наглядно-образное мышление.

2.Развитие личности школьника на основе раскрытия его индивидуальных творческих способностей, формирование общечеловеческой системы ценностей, гуманного отношения к природе, жизни, обществу и самому себе.

3.Духовное очищение искусством.

4.Формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной и других видов деятельности.

Результаты исследования, основывающиеся на анализе путей исторического развития башкирской народной музыки, произведений профессиональной детской музыки башкирских композиторов, опытно-экспериментальной проверки некоторых приемов использования песен башкирских композиторов в учебно-воспитательном процессе, позволили нам придти к следующим выводам:

1.Песни башкирских композиторов, написанные в лучших традициях народной музыки, обладают большими педагогическими возможностями, которые, будучи правильно использованы на уроках музыки в средней школе, выступают как важное средство формирования духовной культуры школьников.

2.В проведенном исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться формирование духовной культуры школьников. Первое направление должно быть связано с обогащением школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание произведений, выработку у учащихся правильного, с точки зрения общечеловеческой морали, отношения к своей Родине, к другим людям, труду, к родной природе и ее животному миру; умение видеть красоту в этих отношениях. Критериями отбора и создания песен для учащихся должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с родной музыкальной культурой.

3. Для формирования духовной культуры к музыке необходима правильная организация оценочной деятельности учащихся, предполагающая развитие у школьников определенных знаний, музыкально-исполнительских навыков, а также осуществление всей воспитательно-образовательной работы на основе детского творчества.

Уровень сформированности нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства, в частности к детской башкирской музыке, у учащихся общеобразовательной школы возрастает при создании определенных педагогических условий.

Опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности нетрадиционных форм использования башкирской музыки в формировании духовной культуры школьников, таких, как урок-экскурсия, урок-монография, урок-концерт, семейные музыкальные конкурсы фестивали, викторины и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Речь и мышление младенца
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения сп ...

Роль устной речи в обучении английскому языку
Как уже говорилось, для иностранного языка как учебного предмета характерна сложная структура, в которой выделяют язык (как определенная система знаков) и речь, представляющая собой реализованные и реализуемые единицы языка во множестве разнообразных ситуаций общения. Поэтому, чтобы овладеть сложно ...

Историческая роль протестантских и католических школ, Виленского университета в развитии просвещения на территории Беларуси
Протестантские школы Со второй половины 16 в. намечаются изменения в системе образования. Значительное влияние на развитие просвещения конца 16 –середины 17 в. оказало реформационно-гуманистическое движение, которое содействовало прогрессивному развитию школьных традиций. В этот период на территори ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru