Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Страница 4

Профессиональные композиторы, на наш взгляд, пока еще не вполне осознают, какие огромные воспитательные возможности содержит в себе хорошая детская песня, как важна она в процессе становления личности. В последнее время появилось немало интересных самодеятельных композиторов, сочиняющих яркие образные песни для детей, таких, как Ю. Муратов, З. Файзуллина,

А. Зиннурова, Г. Ишкуватова, но, к сожалению, их произведения изданы небольшим тиражом.

Известно, что башкирская песня представляет собой синкретический музыкально-поэтический вид искусства. Музыка как бы оживляет все искусство, цементирует его и осуществляет гармонизацию педагогических влияний на ребенка. Традиционно текст песни, ее мелодия создаются одновременно, бытуют в единстве музыки, стиха и танца, так как они исторически рождались в процессе трудовой деятельности. Не случайно башкирские сэсэны умели и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах.

Поэтому при работе над песней и ее исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить не только петь, но и передавать содержание песни через выразительные движения, мимику, иными словами, инсценировать, театрализовать песню.

Разучивание танцевальных такмаков с приговариванием и притоптыванием, считалок благотворно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, формирование его внутренней культуры, тягу к природе, заботливому отношению к ней. Поэтому для программы были подобраны такие песни, как «Бишек йыры» (Колыбельная), «Тал» (Ива), «Кубэлэк» (Мотылек) - музыка А. Зиннуровой, слова Р.М. Ураксиной; «Салават батыр», «Сынрау торна» (Лебединая), «Шэл бэйлэнем» (Шаль вязала), «Тунэрэк кул» (Круглое озеро). При изучении песни «Урал» детям дают возможность выразить представление об Урале, символизирующим понятие Родины и Отечества. В этом смысле развитию художественного воображения помогает знакомство учащихся младших классов со сказкой «Урал-батыр». Далее объясняется, почему песню называют «неписаной историей народа» (М. Горький.): рассказывается предание, легшее в основу песни, дается возможность найти мотивы, образы песни «Урал», имеющие непосредственную связь с историей края башкир. Затем учащимся предлагается под музыку домбры или курая «создать пейзаж» Урала в цвете.

Каждую песню рекомендуется не просто разучить с учащимися, а инсценировать, разыграть маленький музыкальный спектакль, создать «видеоклип».

При отборе репертуара мы опирались на тот факт, что у башкирского народ всегда была связь с природой. Башкиры не просто любят природу, ограничиваясь кратковременным общением с ней, они живут в ней, а природа - в них. Тесная связь с природой издавна воспитывала в людях гармонические взаимоотношения с ней, чувствительность к биологическим, сезонным, космическим ритмам, что непременно отражалось на их отношениях, как с окружающим миром, так и друг с другом. Поэтому музыкальные произведения о природе содержат в себе огромные воспитательные функции. Стремление жить в согласии с природой генетически заложено в башкирском народе.

Разучивая песни о природе, педагог воспитывает в своих учащихся стремление к вечной гармонии, а значит, стремление к добру, справедливости, свободе.

В отличие от орфовской методики, нацеленной исключительно на музицирование и собственное творчество детей, нами был разработан музыкальный репертуар, предназначенный для пения и слушания музыки с целью формирования у детей определенных этико-эстетических категорий. Так, этико-эстетические категории храбрость, мужество, героизм, подвиг выразительнее всего представлены в башкирских народных песнях «Порт-Артур», «Любизар», «Наполеон», в песнях о Салавате Юлаеве и др. Их можно использовать при изучении следующих тем: «По страницам истории», «Музыка как отражение истории и культуры народов разных стран», «История песен – история народа». Они характеризуются призывной, решительной мелодией, четким маршеобразным ритмом, интонациями призыва.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений
Занятие 1 Задачи: - развивать у детей мелкую моторику кистей рук; - развивать интеллектуальные способности детей; - развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Цели урока: 1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов ...

Физиологические закономерности обучения движениям школьников
Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связ ...

Образовательные цели изучения темы "Показательная и логарифмическая функции" в средней школе
Изучение темы "Показательная, логарифмическая и степенная функции" в курсе алгебры и начала анализа предусматривает знакомство учащихся с вопросами: Обобщение понятия о степени; понятие о степени с иррациональным показателем; решение иррациональных уравнений и их систем; показательная фун ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru