Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Страница 4

Профессиональные композиторы, на наш взгляд, пока еще не вполне осознают, какие огромные воспитательные возможности содержит в себе хорошая детская песня, как важна она в процессе становления личности. В последнее время появилось немало интересных самодеятельных композиторов, сочиняющих яркие образные песни для детей, таких, как Ю. Муратов, З. Файзуллина,

А. Зиннурова, Г. Ишкуватова, но, к сожалению, их произведения изданы небольшим тиражом.

Известно, что башкирская песня представляет собой синкретический музыкально-поэтический вид искусства. Музыка как бы оживляет все искусство, цементирует его и осуществляет гармонизацию педагогических влияний на ребенка. Традиционно текст песни, ее мелодия создаются одновременно, бытуют в единстве музыки, стиха и танца, так как они исторически рождались в процессе трудовой деятельности. Не случайно башкирские сэсэны умели и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах.

Поэтому при работе над песней и ее исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить не только петь, но и передавать содержание песни через выразительные движения, мимику, иными словами, инсценировать, театрализовать песню.

Разучивание танцевальных такмаков с приговариванием и притоптыванием, считалок благотворно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, формирование его внутренней культуры, тягу к природе, заботливому отношению к ней. Поэтому для программы были подобраны такие песни, как «Бишек йыры» (Колыбельная), «Тал» (Ива), «Кубэлэк» (Мотылек) - музыка А. Зиннуровой, слова Р.М. Ураксиной; «Салават батыр», «Сынрау торна» (Лебединая), «Шэл бэйлэнем» (Шаль вязала), «Тунэрэк кул» (Круглое озеро). При изучении песни «Урал» детям дают возможность выразить представление об Урале, символизирующим понятие Родины и Отечества. В этом смысле развитию художественного воображения помогает знакомство учащихся младших классов со сказкой «Урал-батыр». Далее объясняется, почему песню называют «неписаной историей народа» (М. Горький.): рассказывается предание, легшее в основу песни, дается возможность найти мотивы, образы песни «Урал», имеющие непосредственную связь с историей края башкир. Затем учащимся предлагается под музыку домбры или курая «создать пейзаж» Урала в цвете.

Каждую песню рекомендуется не просто разучить с учащимися, а инсценировать, разыграть маленький музыкальный спектакль, создать «видеоклип».

При отборе репертуара мы опирались на тот факт, что у башкирского народ всегда была связь с природой. Башкиры не просто любят природу, ограничиваясь кратковременным общением с ней, они живут в ней, а природа - в них. Тесная связь с природой издавна воспитывала в людях гармонические взаимоотношения с ней, чувствительность к биологическим, сезонным, космическим ритмам, что непременно отражалось на их отношениях, как с окружающим миром, так и друг с другом. Поэтому музыкальные произведения о природе содержат в себе огромные воспитательные функции. Стремление жить в согласии с природой генетически заложено в башкирском народе.

Разучивая песни о природе, педагог воспитывает в своих учащихся стремление к вечной гармонии, а значит, стремление к добру, справедливости, свободе.

В отличие от орфовской методики, нацеленной исключительно на музицирование и собственное творчество детей, нами был разработан музыкальный репертуар, предназначенный для пения и слушания музыки с целью формирования у детей определенных этико-эстетических категорий. Так, этико-эстетические категории храбрость, мужество, героизм, подвиг выразительнее всего представлены в башкирских народных песнях «Порт-Артур», «Любизар», «Наполеон», в песнях о Салавате Юлаеве и др. Их можно использовать при изучении следующих тем: «По страницам истории», «Музыка как отражение истории и культуры народов разных стран», «История песен – история народа». Они характеризуются призывной, решительной мелодией, четким маршеобразным ритмом, интонациями призыва.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний
Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменивши ...

Сангина
Сангина (от лат. sanguineus — кроваво-красный). 1) Палочки-карандаши без оправы, красно-коричневых тонов (из коалина и оксидов железа). 2) Техника рисунка с помощью сангины. Известна с эпохи Возрождения. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. Сангину, ...

Содержание программы Интел «Обучение для будущего»
Структура программы. Версии Программа Интел «Обучение для будущего» представлена в двух версиях: основной очный курс программы (V 9.0) Программы Intel® «Обучение для будущего»; основной очный курс Intel® «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (V 10.0). Основной очн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru