Новая педагогика » Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста » Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм

Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм

Страница 1

Обучение детей театрализованным играм может быть организованно как проектная деятельность.

В дошкольной педагогике проблема освоения детьми такого вида деятельности, как театрализованная игра не является новой. Ее изучали известные исследователи Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой.

Л.В. Куцакова, ссылаясь на указанные исследования, характеризует театрализованные игры как особый вид творческих игр, в которых дети разыгрывают в лицах литературные произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр, они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разделу творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей считает Т.И. Петрова. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей - только канава, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке "Теремок" следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети, "передали" общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготволенности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Использование метода проектов на этом этапе может оказаться очень эффективным.

Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображения, чувство, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации, речью и т.д.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой, подчеркивает Л.С. Фурмина, на которую ссылается С.А. Козлова. Раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр "изнутри", побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т.д. Такой подход к обучению дошкольников театрализованным играм предлагает И.В. Якимова.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Понятие о национальной и этнической идентичности в социогуманитарном научном знании
В настоящее время понятие «идентичность» в различном контексте используется в таких областях социогуманитарного знания как: социальная психология, социология, философия, этнология, политические науки. Каждая из перечисленных наук, несомненно, вносит свой, уникальный вклад в изучение идентичности ка ...

Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ
Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкуре ...

Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru