Новая педагогика » Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста

Метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста

Метод проектов зародился в конце XIX века в сельскохозяйственных школах США усилиями американских педагогов - новаторов Е. Пархерст, В. Килпатрика, Э. Коллингса и основывался на теоретических позициях философа-прагматика Джона Дьюи.

Ключевым положением в прагматической педагогике, провозгласившей обучение посредством "делания", была мысль о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании и освоении окружающего мира. Это был долгий путь стихийных поисков, при котором познавательная активность человека объяснялась, прежде всего необходимостью его выживания, хотя любопытство тоже играло определенную роль. Дж Дьюи считал, что подобный путь вынужденных поисков наиболее естественен для ребенка.

Некоторые исследователи утверждают, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством Станислава Теофиловича Шацкого, которая активно внедрила в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты.

Идеи проектного метода в той или иной степени разделяли в своей деятельности А.С. Макаренко, М.М. Пистарк, В.Н. Сорока-Росинский, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев. Вместе с С.Т. Шацких работала Л.К. Шлегер. Она впервые применила метод проектов для обучения дошкольников. С 1931 до начала 90-х годов метод проектов в практике советской школы и детских садов не применялся.

Сегодня метод проектов очень популярен и в школе, и в дошкольных учреждениях. За последнее десятилетие проведены многочисленные исследования, дан подробный ретроспективный анализ истории метода проектов в работах Е.С. Полат, И.С. Сергеева, И.Ю. Пахомовой, М.Б. Романовского.

Используется метод проектов в целостном педагогическом процессе ДОУ для решения разных задач: ознакомления с природой (проект "Птицы", "Земля-кормилица"), патриотического воспитания ("Наш город", "Символы России"), ознакомления с трудом взрослых ("Бодрая корова"). Мы выбрали метод проектов для развития театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.

Выбор темы определялся противоречием: театрализованные игры яркие, костюмированные, с многочисленными ролями, а в практике используются недостаточно эффективно. Самостоятельно такие игры дети почти не организуют.

Разрешение данного противоречия определило цель исследования: определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста.

Задачами данной работы являются:

изучение психолого-педагогических исследований по проблеме возможностей использования метода проектов в практике дошкольных учреждений и в организации театрализованных игр с дошкольниками;

определение педагогических условий развития театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста;

разработка и реализация проекта "Театр бибабо и дети".

Объект исследования: процесс освоения детьми театрализованных игр, а предмет - метод проектов как способ обучения детей театрализованным играм.

Гипотеза исследования: метод проектов можно эффективно использовать в работе по развитию театрализованных игр старших дошкольников если:

создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности;

привлечь взрослых (родителей, педагогов) к партнерскому участию в театрализованных играх детей;

обучить детей приемам манипуляции в театре бибабо;

приобщать детей к театрализованной культуре.

В работе использованы традиционные методы исследования:

изучение научной и методической литературы по обозначенной проблеме (конспектирование, аннотирование, составление библиографии, выписки, цитирование);

диагностика представлений детей о театре и уровне развития их театрализованных игр;

разработка программы "Школа юного кукловода" и ее реализация;

статический анализ результатов.

Теоретической основой работы стали труды Д. Дьюи, Е.И. Полат, И.С. Сергеева, И.Ю. Пахомовой, Н.Ф. Сорокиной, Н. Комратовой.

Базой для практической работы стал МДОУ ЦРР детский сад № 57 г. Белгорода.


Другое по теме:

Развитие непроизвольного и произвольного внимания
У детей младшего школьного возраста значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественн ...

Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования
Система послевузовского образования включает два направления: первое – подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства. Второе направление – система получения второго высшего образования, ст ...

Учебно-педагогическая игра на уроке
Сознательность в изучении грамматики немыслима без живого интереса к языку, к его неисчерпаемому богатству, могучей действенной силе и выразительности. Умелое использование материалов по занимательной грамматике как на уроках. Так и во время внеклассной работы воспитывает у учащихся любовь к русско ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru