Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Страница 3

Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что в произведениях, предназначенных для детей, должны присутствовать общие черты, которые следует учитывать при составлении репертуара классных и внеклассных занятий: отбор необходимо осуществлять из трех источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;

Музыкальные произведения должны:

отражать идеи гуманизма;

отличаться проникновением в мир чувств детей, отражать их интересы, быть образными, доступными для дошкольников различных возрастных групп;

быть яркими и запоминающимися, опираться на интонационно-ладовый строй музыки своего народа;

отражать современные искания в совершенствовании, модернизации музыкального языка; их художественный уровень должен отвечать требованиям большого искусства;

быть разными по форме и жанровым характеристикам.

Музыкальная национальная культура, включает народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные на национальной основе. Дети с ранних лет прислушиваются к родным интонациям колыбельной и плясовой, они узнают эти интонации в других произведениях. Народные песни, игры, хороводы отличаются особой выразительностью, образностью, повторяемостью некоторых интонаций, ладовой определенностью и четкостью формы. Народные произведения богаты разнообразием вариантов, в них ясно выражено импровизационное начало, они представляют собой синтез музыки, слова, движения. Дети легко инсценируют песни, варьируют различные элементы народных плясок.

В современной музыке происходят интенсивные поиски новых средств музыкального воплощения в ладогармонической структуре, в ритме и интонационном строе.

В своем творчестве композиторы испытывают определенные трудности, поскольку создать нужно яркие, впечатляющие образы весьма ограниченными средствами. Особенно это относится к мелодии песен, предназначенных для исполнения детьми школьного возраста. Здесь ограничен и диапазон мелодии, и ее интервалика, и ритм. Музыка для детей должна выполнять и учебную задачу. Пользуясь ею, ребят учат петь, танцевать, слушать произведения, играть на детских инструментах.

Вот почему так важно содружество композиторов, поэтов, педагогов и издателей. Перед ними стоит задача создать произведения, связанные с различными видами музыкальной деятельности и способствующие формированию различных практических навыков. Кроме того, нужны произведения для праздников, кукольного театра, маленьких концертов, вечеров самодеятельности, развлечений.

Музыкальный репертуар выполняет свою социально-бытовую функцию, подобно тому, как выполняет ее народное музыкальное творчество, сопровождающее человека всю жизнь.

Ценный вклад в дело возрождения и развития башкирской национальной музыкальной культуры внесла Л.М. Кашапова. Благодаря разработанным ею методическим рекомендациям, фонохрестоматии учителя музыки получили большую помощь в своей работе.

Но, тем не менее, до сих пор остается острой проблема школьно-песенного репертуара. На сегодняшний день для всех учителей музыки она является главной. Этот факт подтверждают уроки музыки, где звучат в основном детские песни композиторов старшего поколения: З. Исмагилова, А. Муртазина, Х. Ахметова, а также и многочисленные фестивали-конкурсы, где дети исполняют чаще всего то, что слышат по телевизору и радио. Подражание эстрадным певцам ведет к напряжению и болезни голосовых связок, к потере индивидуальности исполнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Каждый возрастной этап характерен разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вме ...

Требования к измерителям тестовой формы
Как уже говорилось раньше, наилучшей формой представления измерителей уровня обученности учащихся является тестовая. Но независимо от формы представления измерители должны отвечать определенным требованиям: валидность по содержанию, стандартизированность, репрезентативность, надежность, равноценнос ...

Особенности воспитания подростка в семье
Воспитание в семье – сложный психологический процесс. Известно, что отклоняющееся поведение подростков в определенной мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию сем ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru