Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Страница 3

Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что в произведениях, предназначенных для детей, должны присутствовать общие черты, которые следует учитывать при составлении репертуара классных и внеклассных занятий: отбор необходимо осуществлять из трех источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;

Музыкальные произведения должны:

отражать идеи гуманизма;

отличаться проникновением в мир чувств детей, отражать их интересы, быть образными, доступными для дошкольников различных возрастных групп;

быть яркими и запоминающимися, опираться на интонационно-ладовый строй музыки своего народа;

отражать современные искания в совершенствовании, модернизации музыкального языка; их художественный уровень должен отвечать требованиям большого искусства;

быть разными по форме и жанровым характеристикам.

Музыкальная национальная культура, включает народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные на национальной основе. Дети с ранних лет прислушиваются к родным интонациям колыбельной и плясовой, они узнают эти интонации в других произведениях. Народные песни, игры, хороводы отличаются особой выразительностью, образностью, повторяемостью некоторых интонаций, ладовой определенностью и четкостью формы. Народные произведения богаты разнообразием вариантов, в них ясно выражено импровизационное начало, они представляют собой синтез музыки, слова, движения. Дети легко инсценируют песни, варьируют различные элементы народных плясок.

В современной музыке происходят интенсивные поиски новых средств музыкального воплощения в ладогармонической структуре, в ритме и интонационном строе.

В своем творчестве композиторы испытывают определенные трудности, поскольку создать нужно яркие, впечатляющие образы весьма ограниченными средствами. Особенно это относится к мелодии песен, предназначенных для исполнения детьми школьного возраста. Здесь ограничен и диапазон мелодии, и ее интервалика, и ритм. Музыка для детей должна выполнять и учебную задачу. Пользуясь ею, ребят учат петь, танцевать, слушать произведения, играть на детских инструментах.

Вот почему так важно содружество композиторов, поэтов, педагогов и издателей. Перед ними стоит задача создать произведения, связанные с различными видами музыкальной деятельности и способствующие формированию различных практических навыков. Кроме того, нужны произведения для праздников, кукольного театра, маленьких концертов, вечеров самодеятельности, развлечений.

Музыкальный репертуар выполняет свою социально-бытовую функцию, подобно тому, как выполняет ее народное музыкальное творчество, сопровождающее человека всю жизнь.

Ценный вклад в дело возрождения и развития башкирской национальной музыкальной культуры внесла Л.М. Кашапова. Благодаря разработанным ею методическим рекомендациям, фонохрестоматии учителя музыки получили большую помощь в своей работе.

Но, тем не менее, до сих пор остается острой проблема школьно-песенного репертуара. На сегодняшний день для всех учителей музыки она является главной. Этот факт подтверждают уроки музыки, где звучат в основном детские песни композиторов старшего поколения: З. Исмагилова, А. Муртазина, Х. Ахметова, а также и многочисленные фестивали-конкурсы, где дети исполняют чаще всего то, что слышат по телевизору и радио. Подражание эстрадным певцам ведет к напряжению и болезни голосовых связок, к потере индивидуальности исполнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс. Это может быть инфекция, травма, передача неблагоприятных наследственных признаков, приводящих к повреждению анатомических или функциональных (в том числе МОЗГОВЫХ) структур организма человека. Лица с отклонениями в развитии н ...

Общая характеристика s-элементов IА-группы
Щелочные металлы В IA-группу входят s-элементы — щелочные металлы, исключительно важные для нормальной жизнедеятельности животных и человека. Наибольшее значение для живых организмов имеют макроэлементы натрий, калий. Как и многие другие биохимические процессы, перенос ионов Na+ и К+ через клеточны ...

Прогноз положительных результатов реализации программы
1) повышение качества обучения, которое может быть выражено: • увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»; • увеличением количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов; • увеличением количества победителей предметных ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru