Новая педагогика » Роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха » Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха

Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха

Страница 1

Математике в структуре начального специального обучения отводится важная роль как учебному предмету, не только формирующему представления, но и создающему условия для развития логического мышления и практической реализации знаний в повседневной жизни.

В личностно-ориентированном обучении математике реализуется деятельностный подход (практическое исследование реальных объектов, количественных отношений, всевозможные действия с ними).

Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале.

На основе собственных практических действий дети знакомятся с некоторыми математическими закономерностями, учатся применять полученные знания при решении практических задач на уроках предметно-практического обучения, труда.

У детей вырабатывается умение определять (визуально и на ощупь) геометрические фигуры, их части, находить эталоны (общее в форме предметов) в ближайшем окружении, классифицировать формы и линии. Дети учатся называть относительную величину (длину, ширину, высоту) предметов, восстанавливать пропущенный в ряду элемент сравнением частей справа и слева от отсутствующего элемента.

В 4 классе усваиваются приёмы письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении многозначных чисел в пределах 1000000. Учащиеся знакомятся с законами вычислений, учатся производить вычисления с большими числами, однако действия в основном производятся с трёх-, четырёх-, и пятизначными числами, выходят за их пределы лишь в отдельных случаях.

Значительное место в программе отводится задачам. Приёмы их решения формируются на основе наглядных представлений о количественных отношениях предметов, полученных учащимися при выполнении практических упражнений.

В процессе составления краткой записи у детей постепенно формируется умение анализировать текст задачи и вычленять её составные части; представлять ситуацию, описанную в задаче; иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа.

В программе по математике геометрический материал выделен в самостоятельный раздел. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и телами, их свойствами и элементами, приобретают навыки измерений, черчения моделирования фигур, учатся пользоваться чертёжными и измерительными инструментами (линейкой, циркулем, угольником), наборами геометрических фигур. Модели и изображение геометрических фигур применяются в качестве дидактического материала при изучении чисел и арифметических действий с ними, при решении задач.

Программа по математике предусматривает овладение навыком измерения длины, объёма, веса, времени.

Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащиеся овладевают в основном на уроке, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения детьми домашних заданий.

К концу 4 класса учащиеся овладели:

- устной и письменной нумерацией чисел в пределах 10000;

- алгоритмом письменного сложения и вычитания в случаях перехода через десяток, с переходом через десяток;

- алгоритмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное;

- алгоритмом и особенностями письменного деления трёхзначного числа на однозначное;

- названиями единиц измерений: килограмм, грамм, тонна, центнер, километр;

- названиями единиц времени: сутки, високосный год, невисокосный год.

Также умеют:

- решать примеры столбиком;

- решать составные задачи;

- решать уравнения;

- вычерчивать круги разной величины, обозначать буквами геометрические фигуры.

Экспериментальное исследование направлено на практическое изучение роли внеклассной работы в формировании математических знаний умений у учащихся с нарушением слуха. Проведение данного исследования поставило перед нами следующую цель

:

- теоретически обосновать и определить способы формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи

:

- оценить особенности внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха;

- определить степень заинтересованности учеников во внеклассной работе;

- осуществить моделирование педагогического процесса по формированию математических знаний и умений во внеклассное время у младших школьников с нарушением слуха.

Экспериментальное исследование проходило на базе специальной общеобразовательной школы № 14 для детей с нарушением слуха. Всего в эксперименте участвовало 5 школьников с нарушением слуха 4 класса.

Форма проведения эксперимента – индивидуальная. Порядок и особенности выполнения заданий фиксировались в протоколах обследования.

Результаты выполнения ребёнком заданий сравниваются с описанием показателей высокого, среднего и низкого уровней. Если все задания ребёнок выполняет самостоятельно и без ошибок, его знания полные – у него проявляется высокий уровень; если задания ученик выполняет с помощью взрослого, подсказкой, знания его не достаточно полны – средний уровень; если же с помощью взрослого в действиях ученика есть ошибки, то проявляется низкий уровень. В описание включены пять основных показателей – низкий, средний, высокий уровень.

Показатели

Задания

Высокий уровень

Самостоятельно:

40%

1) Безошибочно раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Грамматически верно оформляет отношения между элементами ряда;

2) Правильно называет и показывает квадрат, прямоугольник, треугольник;

3) Знает и называет последовательность дней, недели, месяцев в году, пор года;

4) правильно определят положение предметов относительно себя и других объектов;

5) Ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

Средний уровень

с помощью взрослого:

40%

Задания

 

1) Раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Оформляет речью отношения между элементами ряда;

2) называет квадрат, прямоугольник треугольник;

3) называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;

4) определяет положение предметов относительно себя и других объектов;

5) ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

 

Низкий уровень

с помощью взрослого:

20%

Задания

 

1) Не раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания;

2) называет квадрат, треугольник;

3) допускает ошибки в назывании последовательности дней недели, месяцев в году, пор года;

4) допускает ошибки при определении положения предметов относительно себя и других объектов;

5) не ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

 
Страницы: 1 2


Другое по теме:

Методика преподавания математики в начальной школе
Методика преподавания математики (МПМ) – наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой. МПМ развивается на базе определённой психологической теории обучения, т.е. МПМ предст ...

Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...

Особенности двигательного развития детей
Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru