Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 6

Таблица 5 Уровни сформированности нравственно-эстетической оценки детской башкирской музыки (результаты формирующего эксперимента)

Классы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Экспериментальный класс (20 человека)

6

33

11

46

3

20

Контрольный класс (20 человек)

4

21

10

41

6

38

Анализ данных таблиц 2 и 3 показывает, что число учащихся, отнесенных к высокому уровню сформированности нравственно-эстетической оценки, к концу второго этапа формирующего эксперимента возросло в экспериментальных классах до 6 человек и в контрольных классах до 4 человек, в то время, как число учащихся с низким уровнем нравственно-эстетической оценки сократилось до 3 человек в экспериментальных классах и до 6 - в контрольных.

Однако в контрольных классах эти изменения незначительны и объясняются отсутствием целенаправленных педагогических воздействий. Далее мы представляем динамику сформированности нравственно-эстетической воспитанности школьников в начале и в конце формирующего эксперимента.

Динамика сформированности нравственно-эстетической воспитанности школьников, представленная на рис.1 и 2, наглядно подтверждает положительный педагогический эффект использования башкирской музыки в экспериментальных и контрольных классах. Если в начале формирующего эксперимента сумма показателей сформированности детской национальной музыки учащихся с высоким и средним уровнем соответствовала в экспериментальных классах 65,15 %, а в контрольных 62,12 %, то в конце она составляла 79,5 % и 62,1 % соответственно.

Рис. 1. Динамика сформированности нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися экспериментальных классов

Рис. 2. Динамика сформированности нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися контрольных классов

Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует о том, что при активизации нравственно-эстетической оценки башкирской песни у школьников в условиях педагогически организованной музыкально-творческой деятельности происходит обогащение представлений, понятий, нравственно-эстетических суждений о музыкальных средствах выразительности башкирской песни. Данное положение, несомненно, способствует успешному формированию у них нравственно-эстетического отношения к музыке башкирских композиторов Зауралья.

Обобщение анализа результатов опытно-экспериментального воздействия в целом позволяет заключить, что в условиях средней общеобразовательной школы при организации определенной педагогически целенаправленной музыкально-творческой деятельности возможно успешное формирование у школьников нравственно-эстетического отношения к башкирской композиторской песне. Это положение, на наш взгляд, является одним из решающих в деле формирования духовной культуры школьников средствами башкирской композиторской песни. Вместе с тем получает подтверждение доказываемый в нашем исследовании тезис, согласно которому башкирская композиторская песня может стать эффективным средством формирования духовной культуры школьников при умело подобранном музыкальном репертуаре.

Исходя из изложенного, мы можем сделать следующие выводы:

1. Одним из наиболее существенных показателей нравственно-эстетического отношения башкирской композиторской песне школьников выступает нравственно-эстетическая оценка таких сторон песни, как: смысловое содержание, художественные средства выразительности, позиция автора, а также музыкально-творческая деятельность учащихся в школьном фольклорном ансамбле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Методология и принципы построения работы
Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах. Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях: Окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным ми ...

Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования
Основной целью данного исследования является создание в рамках эстетического цикла школьных дисциплин такой методики преподавания музыки, которая не только формировала бы у учащихся музыкальные способности, но и способствовала раскрытию их духовного потенциала, воспитывала такие нравственные качест ...

Конспекты проведенных занятий, в подготовительной к школе группе
Урок 1. Цель. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10; учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения между ними: перед, за, между; продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости: посередине, в верхнем левом и прав ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru