Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

Страница 2

Низкий уровень представлений о башкирской песне можно объяснить отсутствием у детей репертуарного запаса произведений музыкального народного творчества, конкретных знаний об этом жанре, истории башкир. Дети причисляют к народным песням такие произведения, как: «Салават батыр» (муз. А. Зиннуровой, сл. Р. Ураксиной), «Шаймуратов генерал» (Муз. З. Исмагилова) и др. Подавляющее большинство ребят знакомы лишь с одной башкирской народной песней. Чаще всего это песня «Ак куян» («Белый зайчик»).

Последний вопрос анкеты был направлен на выявление представлений учащихся о башкирских народных музыкальных инструментах. Как выяснилось из опроса, почти все дети называют один-два музыкальных инструмента: курай, кубыз, домбра и др. К группе народных были причислены и музыкальные инструменты, не входящие в нее: пианино, скрипка и др. Это говорит о том, что школьники далеко не всегда могут выделить башкирские народные музыкальные инструменты из числа других.

Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента дают основание судить о довольно низком уровне представлений детей о башкирской песне композиторов Зауралья, о народном музыкальном инструментарии. Данное положение, несомненно, оказывает влияние на отношение учащихся к народному музыкальному творчеству, на их способность найти аргументированное объяснение каким-либо закономерностям башкирской песне.

На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения музыкального наследия башкирского народа.

Эксперимент проводился в реальных условиях системы массового музыкального воспитания и являлся естественным – включался в процесс использования детской национальной музыки в урочной и внеурочной деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов. Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.

На первом этапе были осуществлены поисковый и констатирующий эксперименты, в результате чего была изучена научная и специальная литература, разработан понятийный аппарата, изучены функции башкирской композиторской музыки, обобщен передовой педагогический опыт по проблеме использования башкирской музыки в учебно-воспитательном процессе.

На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов для учителей музыки по формированию духовной культуры школьников; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия изучения музыки башкирских композиторов школьниками. Формирующий эксперимент проводился нами на базе выделенных экспериментальных и контрольных классов. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений. В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

апробировать на практике содержание, формы и методы использования башкирской музыки в процессе воспитательной работы с учащимися общеобразовательной школы;

подтвердить эффективность выявленных методов и форм формирования духовной культуры учащихся средствами башкирской музыки.

На третьем этапе осуществлялась обработка эмпирических данных, их обобщение через сравнительный анализ и интерпретацию, которые позволили нам сделать вывод о том, что эффективное осуществление формирования духовной культуры учащихся средствами башкирской музыки возможно при наличии целенаправленных педагогических условий.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 40 школьников, из них в контрольном классе – 20, в экспериментальном – 20.

Проверка выдвинутой нами гипотезы требовала сравнительного изучения нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися экспериментальных и контрольных классов в процессе использования музыки в педагогической практике. Обратимся к полученным результатам и их интерпретации (табл. 1).

Таблица 1 Уровни сформированности нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися младших классов (констатирующий этап эксперимента)

Классы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

(%)

Кол-во

(%)

Кол-во

(%)

Экспериментальный класс (20 человек)

4

15,5

10

50

6

35

Контрольный класс

(20 человек)

5

23

7

39

8

38

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Структура непрерывного образования
В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, д ...

Деятельность учащихся в процессе обучения
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об ...

Распределение Пуассона
Пусть производится n независимых испытаний, в каждом из которых вероятность появления события А равна р. Для определения вероятности к появлений события А используют формулу Бернулли. Если n велико то пользуются формулой ЛапласаЮ однако эта формула непригодна, если вероятность события мала (p<0. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru